Скандал в Путумайо, вчера и сегодня

На примере истории массовых убийств, пыток и рабства индейцев витото, организованных в 1909-1911 гг. в Путумайо не государством, а служащими частной компании, и нынешним положением этой территории, где частная инициатива проявляется сходным образом, показывается, что капитализм никогда не основывался на свободном труде. В т.ч. потому, что людей...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Рабы-индейцы витото в Путумайо, Колумбия. 1911 г.

Рабы-индейцы витото в Путумайо, Колумбия. 1911 г.

Резюме. На примере истории массовых убийств, пыток и рабства индейцев витото, организованных в 1909-1911 гг. в Путумайо не государством, а служащими частной компании, и нынешним положением этой территории, где частная инициатива проявляется сходным образом, показывается, что капитализм никогда не основывался на свободном труде. В т.ч. потому, что людей докапиталистических обществ (включая плебс самих европейских стран, где родился капитализм) к рынку приходится принуждать через механизм долга, подкрепляемым экстремальным насилием, поскольку иначе их не заставишь брать займ, а потом по ним расплачиваться. Тот же долг в своём обществе толкнул всех этих гг. служащих так зарабатывать деньги, побудив к преступлениям против человечности; этот механизм в странах зависимого развития работает и сегодня

«Принуждение к рынку»: долг и массовые убийства

«[в 1909–1911 годах] лондонская читающая публика … с ужасом узнала о том, что служащие филиала одной британской компании, заготавливавшей каучук в перуанских тропических лесах, создали свое собственное «Сердце тьмы», уничтожив десятки тысяч индейцев витото, которых они упорно называли каннибалами, путем изнасилований, пыток и нанесения увечий, — эта история напоминала худшие эпизоды Конкисты, произошедшей четырьмястами годами ранее{397}.

Первой реакцией в последовавших за этой историей спорах были обвинения в адрес всей системы, в рамках которой индейцы оказывались в долговой ловушке и попадали в полную зависимость от лавки компании:

Корнем всех зол была так называемая патронажная, или кабальная, система — разновидность того, что в Англии раньше называли «системой оплаты товарами»: в ней наемный рабочий, вынужденный покупать все необходимые ему товары в лавке нанимателя, безнадежно увязает в долгах; при этом по закону он не может оставить свою работу до тех пор, пока не выплатит долг…

Из-за этого поденщик де-факто зачастую становится рабом; а поскольку на самые отдаленные области этого обширного континента власть правительства не распространяется, то он полностью зависит от милости своего хозяина{398}.

«Каннибалы», которых пороли до смерти, распинали, связывали и использовали в качестве мишеней или разрубали на куски при помощи мачете, когда они не приносили необходимого количества каучука, попали в безвыходную долговую ловушку; соблазненные товарами, которые предлагали им сотрудники компании, они в конечном счете променяли на них собственные жизни.

Последующее парламентское расследование выявило, что на самом деле все было не так. Индейцев витото обратили в долговую кабалу вовсе не путем обмана. Это служащие и надсмотрщики компании, посланные в эту область, увязли в долгах — так же, как и конкистадоры; должны они были нанявшей их перуанской компании, которая сама получала кредиты от лондонских финансистов. Эти сотрудники прибыли с намерением вовлечь в кредитную сеть индейцев, однако, обнаружив, что витото не интересны привезенные ими ткани, мачете и монеты, они в конечном счете стали просто отлавливать индейцев и вынуждать их брать займы под дулом пистолета, а затем говорили, сколько каучука те им должны[531]. Многих индейцев убили просто за попытку сбежать.

Индейцев на самом деле обратили в рабство, просто в 1907 году никто не мог этого открыто признать. Законное предприятие должно было иметь какую-то нравственную основу, а единственным видом нравственности, известным компании, был долг. Когда выяснилось, что хуитото отвергли эту посылку, все пошло наперекосяк и компания, подобно Казимиру, оказалась вовлеченной в ужасающую спираль террора, которая в конечном счете поставила под угрозу саму ее экономическую основу.

Два раба витото Омарино и Рикудо были доставлены в Великобританию в 1911 году. © Кембриджский университет МАА

Два раба витото Омарино и Рикудо были доставлены в Великобританию в 1911 году.
© Кембриджский университет МАА

 100 лет спустя: судьба рабов каучукового бума неясна до сих пор

«Индианка из Амазонии обратилась к общественности с призывом пролить свет на участь двух индейцев-рабов, доставленных в Великобританию около 100 лет назад. Тогда же газета Daily News представила британской общественности предков этой женщины, Омарино и Рикудо, индейцев-витото из Колумбии. Fany Kuiru, витото из Колумбии, просила [тогда] «раскрыть судьбу её братьев… чтобы дух наших предков мог упокоиться в мире».

В 1910 г. братья были «подарены» тогдашнему британскому консулу Роджеру Кейзменту на их родине Путумайо (Южная Колумбия) в 1910 году. Омарино сменяли на брюки с рубашкой, Рикудо был выигран в карты.

Кейзмент снёсся с правительством Великобритании, чтобы добыть сведения о преступлениях против аборигенов во время каучукового бума. «Подаренных» братьев он привёз в Великобританию, чтобы [как он рассказывает] «донести до общественности масштабы открывшегося ему ужаса».

Открытие процесса вулканизации американской компанией Гудьир, в рамках которого твердеющая резина годится для автомобильных шин, взвинтило спрос на каучук из Амазонии. Это открытие запустило первое массовое производство автомобилей Фордом. Чтобы удовлетворить европейский спрос на каучук, хлынувшие туда добытчики за 12 лет, по подсчётам Кейсмента, убили, обратили в рабов и подвергли пыткам около 30.000 индейцев.

Тысячи индейцев были порабощены и убиты во время бума каучука. © W Hardenburg

Тысячи индейцев были порабощены и убиты во время бума каучука. © W Hardenburg

Омарино рассказывал Daily News:

«Нас посылали глубоко, глубоко в лес за каучуком. Если его не добудешь, или не принесёшь достаточно быстро, пристрелят».

Многие члены бесконтактных индейских племён — потомки выживших в этих зверствах во время каучукового бума. Они избежали пыток и убийств, уничтоживших большую часть аборигенов, бегством в недоступные коренного населения, убегая в изолированные от внешнего мира районы.

После того, как Fany получила фотографии своих предков, она сказала Survivals:

«Каждая [латиноамериканская] нация внесла свою долю в истребление аборигенов: Колумбия пренебрегала ими, Перу была лидировала в этом Холокосте, Англия финансировала его и Бразилия отрывала индейцев [от родных посёлков], чтобы сделать работниками на плантациях каучука.”

Неизвестно, что стало с двумя рабами. Их последние слова в интервью Daily News были:

«Лондон чудесен, но большая река и лес, где летают птицы, еще красивее. Мы однажды вернемся туда.»

Но неизвестно, вернулись ли. Директор Survivals Стивен Корри говорит сегодня:

“Каучуковый бум кажется историей, но его последствия чувствуются и сегодня. Когда Запад начал свою афёру с автомобилем, его признания в любви [частным авто] писались кровью индейцев. Британская компания совершила преступление перед человечеством в районе Витото. Эти параллели не следует преувеличивать, но и сегодня есть еще британские компании, такие как Vedanta Resources, которые пробуют украсть у местных жителей их страну. Настало время остановить эти преступления и относиться к аборигенам как к людям.”

Источник survivalinternational.de

1455_screen

Молодой индеец показывает страшные шрамы «каучукового бума». © R Casement

На деле подобные параллели совершенно оправданы, по двум причинам. Во-первых, подобное обращение что с индейцами, что с работниками-креолами было общим местом. Скажем, в соседнем Перу в те же годы:

«В книге Игоря Янчука «Перу на рубеже веков, 1884-1914» перед нами — драма «зависимого капитализма» (116). Временные рамки. Начало. 1884 — год окончания Тихоокеанской войны. Была такая бессмысленная бойня между латиноамериканцами, которые внезапно обнаружили, что они теперь разные нации, у каждой своя «идея», и теперь в порядке «национального возрождения» надо повоевать за месторождения селитры, точнее — из-за того, через каких чиновников английские компании будут этой селитрой распоряжаться. Финал. 1914 — в этом году военные свергли президента Гильермо Биллингхурста, который попытался улучшить положение простого народа (182).

998

А каким было это положение — читайте источники, приведенные в книге.

«Напоят самого тупого индейца общины, дадут ему 20 солей и побуждают в присутствии нотариуса подписать документ о продаже земель всего айлью (то есть общины). С этим документом гамонал (то есть крупный земельный собственник, латифундист) является к субпрефекту и говорит: «индейцы продали мне свои земли за 20 тысяч солей…, но мошенники отказываются признать меня хозяином, утверждая, что никакой продажи не было. Так как это неуважение к закону, я прошу вас, сеньор субпрефект, оказать мне помощь вооруженной силой. Я оплачу 10 солей за каждого жандарма».

Другая схема. Правительство требует налог деньгами, «а откуда достать два соля… в условиях практически натурального хозяйства»? Хозяин предлагает: я заплачу за вас эти 2 соля. Потом отработаете. (20 –21, 123). Так «крестьянин, его семья и дети становились вечными должниками» (25), «целые поколения трудились безвозмездно в счет уплаты долга» (170). Выходили на работу в цепях и колодках. Пища их «была почти лишена животных белков, основной продукт питания — «чунью», вымороженный до крахмала картофель…, чувство голода заглушали жвачкой из листьев коки» (169). А если осмеливались протестовать — что ж… «Внезапно безоружные крестьяне были атакованы войсками… Улицы Уараса завалены трупами индейцев» (28).

«Армия в 1896 г. уничтожила большинство жителей Чукуйто, защищавших своё право на землю, а оставшиеся в живых бежали в горы» (171) и так далее. Подобные описания — постоянный фон перуанской истории, борьбы партий и идеологических дискуссий в газетах. Когда в стране развернулся сбор каучука — на экспорт, естественно, «для производства автомобилей в развитых капиталистических странах» — то один только начальник сборочного пункта по имени Фонсека собственноручно убил сто человек. Тех, кто приносил мало каучука, он живыми закапывал в землю, а одному из вождей, не обеспечивших выполнение нормы племенем, он «отрезал половые органы, сварил и заставил жену жертвы съесть их» (163)».

Источник Илья Смирнов на Скепсис.ру

Во-вторых, потому, что в нынешнем Путумайо мало что с тех времён изменилось по части жестокости, только способы эксплуатации стали чуть-чуть изощрённей, убивают не напрямую, а опосредовано.

Путумайо сегодня

Когда старый джанки Уильям Берроуз отправился в джунгли Колумбии в поисках магического напитка Яхэ, он писал:

«…Техасская нефтяная компания обследовала этот район несколько лет тому назад, не нашла никакой нефти и убралась прочь. Но каждый в Путумайо верит, что Техасская компания вернётся».

Нефтяники действительно вернулись, но не одни: нелегальные золотодобытчики теперь сливают тонны ртути в местные реки, наркобароны устраивают нелегальные врезки в нефтяные трубы, а войска распыляют ядовитые химикаты, убивающие вместе с плантациями коки всё живое. Автор самиздата «Батенька, да вы трансформер» отправилась по следам Берроуза в отравленный колумбийский регион, чья экономика целиком построена на нелегальном бизнесе и чудом осталась жива».

 Всё, что я знала о колумбийской провинции Путумайо, было почерпнуто из книги «Письма Яхэ» Уильяма Берроуза, автора «Исповедь неисправимого наркомана». Берроуз в шестидесятых годах узнаёт о магическом напитке Яхэ, который способен привести в себя старого джанки, и проводит в Путумайо несколько лет. В 2010 году мы с Карлосом решили повторить трип Берроуза и из холодной Боготы рванули налегке в печально известную провинцию, чья экономика построена на наркотрафике. Кажется, к тому моменту белые только третий год могли появляться здесь без особого риска: армия ослабила группировку FARC и почти разобралась с наркокартелями.

Мы прибыли на ночном автобусе в Мокоа, столицу провинции. Карлос зазевался, и его сразу лишили рюкзака: это Колумбия, детка. Налегке мы отправляемся по маршруту Мокоа — Орито, ехать три часа и ещё три до пункта назначения — сердца резервации индейского племени Кофан, отданной им во владение земли Jardin de Sucumbios.

Внедорожник едет по неожиданно ровному асфальту. Проезжая начальную школу, замечаю во дворе компактную нефтяную вышку. Возле неё в школьном дворе играют детишки.

«Старый джанки ошибся, здесь есть нефть»,

— думаю я.

«…Техасская нефтяная компания обследовала этот район несколько лет тому назад, не нашла никакой нефти и убралась прочь. Но каждый в Путумайо верит, что Техасская компания вернётся. Типа второго пришествия. Губернатор сказал мне, что Техасская компания взяла два образца нефти в восьмидесяти милях в сторону от реки, и это было именно то, что они искали, так что в восьмидесяти милях от Мокоа находится целый нефтяной бассейн. Я слышал ту же самую историю в болотистом районе Восточного Техаса, где нефтяная компания провела разведку, не нашла нефти и свернула работы. Только в Техасе бассейн был около тысячи миль в диаметре.

Изношенная психика маленького города присоединилась к миру под предлогом нефтяного бассейна. Берёшь образец где угодно — и везде одно и то же дерьмо. Губернатор полагает, что они собираются построить железную дорогу из Пасто в Мокоа и аэропорт. На самом-то деле весь район Путумайо находится на спаде. Каучуковый бизнес сократился, какао пожирают растения-паразиты, на красное дерево после войны нет никакого спроса, земля бедна и невозможно поднять производство. Бездельная шизофрения мелких городских патриотов. Предполагаю, что вскоре одним прекрасным днём мальчики будут забираться в магазины через фрамугу и рыть подкопы под дверями. Несколько раз, когда напивался, я говорил кому-то: „Послушай. Здесь нет нефти. Вот почему Техас отсюда убрался. Они никогда не вернутся. Понял?“ Они не могли в это поверить».

Только я хочу заметить Карлосу, что асфальт слишком ровный для такой дыры, как джип съезжает на грунтовку, и оставшиеся три часа до Орито мы трясёмся по каменистой дороге вместе с индейцами, их детьми и домашними животными.

В Орито мы закупаемся пачками риса, потому что нас предупредили, что к индейцам надо приезжать с едой. И сразу грузимся в другой джип в сторону Сукумбиоса, ещё три часа тряски уже не вызывают никаких эмоций. Мы едем через джунгли, затем через расчищенные под посевы земли с виднеющимися вдали синими горами. Неожиданно пейзаж нарушают горы с щебнем и песком и экскаватором посреди всего этого. Проезжаем деревню Siberia, замечаю нефтепровод — логично.

Водитель высаживает нас в деревеньке в шесть домов, смотрящих фасадами на грунтовку — вот и всё сердце резервации целого племени. Нам указывают на дом Касике (главы) племени индейцев Кофан Тайты Керубина Кета Альварадо.

Шамана нет дома. Мы сидим на кособокой скамейке и курим колумбийские крепкие сигареты без фильтра. Вокруг нас собрались индейские женщины с детьми на руках. Мы раздали им по пакету риса и денег — всё, что было в карманах. Появляется сеньор, который представляется племянником Тайты Бернардо. Он провожает нас на второй этаж дома и впускает в комнаты. В них нет ничего. Мы стелим туристические коврики, бросаем спальники, и я забываюсь на жёстком деревянном полу.

Нефтеалхимики

Я не помню, сколько дней мы провели одни, ожидая Тайту. Шаман всегда был очень занят. Помимо церемоний Яхэ, которые он проводил для племени, потому что по сути  был единственным «медиком» для индейцев на много десятков километров вокруг, он вёл хозяйство и ходил в джунгли с мачете по своим делам, непонятным белой женщине.

К нам часто приходил потрепаться Бернардо, тот самый племянник. Однажды Бернардо сказал:

«Когда были нарки, мы жили хорошо. Была работа, поля. У нас были деньги. Это главный бизнес в Путумайо. Без коки нет работы даже для водителей».

«А нефть?» — спросил Карлос.

«К нефти нас не подпускают, потому что не доверяют. Те индейцы, кто связан с нарками, герильей или ФАРК, сливают нефть из трубы. Ещё трубу используют трафиканты, чтобы переправлять пакеты с кокой — быстро и дешево».

Герилья и банды «доят» трубу, чтобы добыть сырую нефть для производства наркотиков. Наркобароны и команданте герильерос живут во владениях подальше от дорог. В джунглях у бескрайних гектаров, засаженных кокой, скрываются тайные лаборатории. Для производства кокаина и заправки транспорта сырую нефть превращают в бензин в кустарных лабораториях. Такой бензин также используют для сушильных машин, чтобы сделать кокаиновую пасту. Отходы производства сбрасываются в реку. Речная поверхность затягивается нефтяной плёнкой, многие рыбы, птицы и растения уже находятся на грани исчезновения. В день рабочим приходится устранять до пяти нелегальных врезок, но это не слишком помогает.

Дождь глифосата с небес

Мы с Карлосом пошли в магазин в другой деревне за несколько километров. На входе я замечаю огромный плакат: Алонсо Гарсиа — 1 200 000 песо, Хосе Гарсиа — 900 000, и ещё целый список фамилий и цифр. Килограммовый пакет риса стоил 2 000 колумбийских песо — чуть больше доллара. Судя по порядку цифр, это список многолетних должников. Пока мы стоим в очереди, я вижу крестьянина в сомбреро, резиновых сапогах и с мачете, покупающего связку платано (несладкий банан). Я тихо спрашиваю Карлоса:

«Почему индейцы покупают овощи в магазине? Они же крестьяне, у них всё это должно расти». «Я не знаю… может, ленивые?»

— Карлос пожимает плечами.

Но потом всё стало понятно. Мы пошли в дом, где шаман проводил лечебные церемонии для племени. По дороге донья Мария, жена дона Керувина, показала нам несколько кустов юки. Она долго что-то рассказывала Карлосу и показывала на небо. Когда Калос повернулся ко мне, его глаза были размером с австралийский доллар:

«Она говорит, что прилетели военные на самолётах и распылили глифосат. Они травили коку, а потравили индейцам картошку, платано, юку. Пять лет назад. С тех пор земля стала ядовитая, растения вырастают в разы меньше, и от них людям плохо становится. Десять лет на этой земле нельзя сеять. То есть ещё пять. Слушай, я, конечно, слышал в новостях про фумигацию в Путумайо, но речь шла о том, что глифосат безопасен. Типа его льют везде в Америке, и ничего. Хотя это Монсанто, кто его знает…»

 «План Колумбия» — политическая и дипломатическая помощь США, направленная на борьбу с колумбийскими наркокартелями и левыми повстанческими группировками на территории Колумбии. Иными словами, американцы дали колумбийцам деньги, химикаты и людей, чтобы одним махом покончить и с наркокартелями, и с герильерос, и с ФАРК. Это стало бы возможным, если полностью уничтожить поля коки, урожай с которых снимают четыре раза в году.

Глифосат — это неселективный гербицид. Глифосат придумали в шестидесятых, спустя несколько лет привезли его в Латинскую Америку. Ежегодно его продают на миллиард долларов. Традиционная формула монсантовского глифосата Roundup содержит изопропиламиновую соль (IPA) и полиокселитенамин (POEA), который усиливает основное действующее вещество. Но такой глифосат неэффективен в борьбе против коки и мака в Путумайо, поэтому после первых распылений в 1999 году формулу оперативно заменили. То, что в последующие годы распыляли с неба, было усиленной формулой Roundtrip Ultra, помимо усилителя POEA содержащего агент Cosmoflux 411 °F, который в четыре раза усиливает действие формулы. Впоследствии выяснилось, что использовать его стали без предварительного исследования последствий для окружающей среды. То есть с неба пролился ультраглифосатный дождь, который был в четыре раза токсичнее оригинального химиката. Это настолько токсичный яд, что с ним нельзя контактировать без перчаток

Сразу после начала небесной фумигации появились ярко выраженные проблемы со здоровьем в индейских общинах. Это не считая отравления индейских огородов, домашних животных и источников питьевой воды. Тела крестьян были поражены язвами. В Путумайо, где живут такие крупные племена, как Кофан, Инга, Эмбера, Паэз и Ауа, пострадало около трёхсот тысяч человек.

Хотя орошение плантаций коки в 2016 году было признано неэффективным, власти не отказались от использования химикатов, и теперь найденную коку просто обрабатывают глифосатом вручную.

Золото и ртуть

Мы жили в Путумайо уже полтора месяца. В один вечер Карлос забрался на террасу:

«Тут такое, слышь… короче, всем собираться и рано утром убраться в джунгли, потому что следующей ночью начнутся бои. Армия нашла гнездо каких-то недобитых герильерос, дона Керубина предупредили, чтоб деревню эвакуировал. На сколько? Где-то на неделю. Давай то, что у тебя есть наличкой, если останешься в деревне, безопасность не гарантируют».

Мы скинулись, купили риса и чечевицы, консервов, платанов, с утра погрузили это всё на двух лошадей и пошли вместе с жителями деревни караваном в джунгли. Вскоре мы вышли на открытую местность. За одним из холмов нам открывается поле, засаженное кустами. Племянник шамана Бернардо, идущий с ружьём впереди нас, оборачивается и улыбается щербатым ртом: «Кока!»

После четырёхчасового перехода мы оказываемся во владениях дона Керубина, укрытых в джунглях — два домика из плохо обструганных досок, поднятые на высокие сваи. В это время возвращаются охотники, которые оторвались от основной колонны. Они сбрасывают на землю охотничьи трофеи, мёртвое семейство обезьян — наш ужин на ближайшие дни.

Я пропитана потом насквозь. Кто-то из индейцев указывает мне на ручей. Я сажусь в неглубокое русло и спустя время замечаю, что вода блестит. Блестит и моя покрытая пупырышками от ледяной воды кожа. Я замечаю особенно крупный кристалл и показываю его Карлосу.

«По идее, это золото, — говорит он, — но я не уверен. Какое-то оно странное. Я спрошу потом у Тайты».

С одной стороны, кристалл блестит, а с другой, выглядит как обычный камень.

У дома мужчины рубят мачете траву, донья Мария зовёт меня помогать: она бросила мёртвых обезьян в костёр, чтобы опалить им шерсть, и теперь вручила мне нож, чтобы я соскоблила волоски.

«Обезьян можно есть, потому что они здоровые. Едят только фрукты»,

— говорит донья Мария.

Ночью мы собираемся на церемонию Яхэ — некоторые индейцы чувствуют себя скверно, и шаман будет их лечить. Среди ночи раздаются выстрелы, которые не прекращаются до рассвета. Кто-то из охотников говорит, что перестрелка идёт в двух километрах от нас. Ближе к рассвету, когда шаман всех полечил и можно вести разговоры, Карлос спрашивает про странный камень, что я нашла в ручье.

«Ртуть, — говорит Дон Керубин. — Это кристалл золота в камне, и чтобы его оттуда достать, нужна ртуть. Из рек, где добывают золото, потом нельзя есть рыбу. Она полна ртути».

Теперь ясно, почему рацион обезьян делает их такой привлекательной закуской.

Кустарный способ добычи золота из пород с помощью ртути — самый рудиментарный в мире. Ртуть соединяется с золотом и образует особую амальгаму, от которой отваливаются камни и песок. Потом её нагревают до температуры испарения ртути, и остаётся чистое золото. Чтобы добыть золото из всех пластов скальных пород, нелегальные золотодобытчики просто разливают по ним ртуть и ждут, пока она соединится с золотой породой.

Согласно национальному исследованию, ежегодно в реках Колумбии оказывается двести пять тонн ртути. За годы такой добычи то, что раньше было было рекой и лесом, превратилось в километры грязи и глины и пруды с гнилой водой.

big.width-1280Без коки и золота нет жизни

Бернардо уверен, что все неприятности в Путумайо — из-за коррумпированного правительства. Ведь если жизнь будет такой и дальше, то индейцам придётся куда-то уходить или сдохнуть. И тогда эту землю просто разорят. Бернардо сетует, что правительство совсем не считается с индейцами. А вот герильерос, военные и ФАРК уважают Дона Керубина, поэтому никто не трогает его племя. Никто не хочет ссориться с шаманом: в магические способности Дона здесь верят безоговорочно.

Мы курим Pielroja с Карлосом и племянником шамана Бернардо. Хитрый индеец неожиданно смотрит на меня, что-то шепчет Карлосу и смеётся. Карлос переводит:

«Кстати, ФАРК тобой интересовались, но Дон Керувин сказал, что ты не настоящая гринга (не из Штатов), и за тебя никто не будет платить».

Так я узнала, что избежала похищения, которое наряду с нелегальной золотодобычей и выращиванием коки остаётся самым прибыльным здесь ремеслом. Я вспоминаю, как у меня сводило живот от голода после перехода через сельву и как я вгрызалась в обезьяний хвост, выловленный из похлёбки. Смогла бы я отказаться от мяса или рыбы, если бы даже знала, что они содержат ртуть? Голод победит любого, а белые готовы платить только за коку и золото.

Дон Керувин, шаман и предводитель племени Кофан, принял непростое решение открыть белым жителям городов традиционную медицину Яхэ. В России больше известна её перуанская версия — Аяхуаска. Пока я была в Путумайо, Яхэ было чуть ли не единственным источником денег для целого племени. Хоть бы марихуану легализовали — так целый регион можно обеспечить работой и рынком, не уничтожая при этом природу.

Саша Иванова «Письма из отравленных джунглей«

Как долг стимулирует вакханалию убийств: первопример конкисты

Почтенные британские джентльмены в цивилизованном ХХ веке переоткрыли и повторили все практики издевательств и убийств, которые за 300 лет до того практиковали в отношении тех же индейцев первопроходцы европейского колониализма — испанские конкистадоры. Они были жесточей канадских и американских протестантов и, в противоположность им, действовали себе в убыток. Если первые жаждали свободной земли, особенно в 19 веке, то вторым нужны были крепостные для снабжения продовольствием и особенно — добычи золота и работы на шахтах. Но при таком обращении индейцы быстро кончались именно там, где были особенно нужны, как показывает Э.А.Александренков в цитируемой ниже книге об аборигенах Больших Антильских островов в колониальном обществе (2017).

Почему интересен анализ источников этой жестокости, сделанный Давидом Гребером в «Долге. Первые 5000 лет истории«:

 «В своей книге «Завоевание Америки» Цветан Тодоров приводит выдержки из ужасающих отчетов, составленных в основном испанскими священниками и монахами. Хотя они зачастую и верили, что уничтожение индейцев было карой Божьей, все же они не могли скрыть отвращения, которое вызывали у них испанские солдаты, испытывавшие клинки своих мечей, выпуская кишки случайным прохожим, и вырывавшие младенцев из рук матерей, чтобы бросить их на съедение собакам. Такие поступки, наверное, можно было бы списать на то, что, мол, чего ожидать от тяжеловооруженных людей, зачастую с преступным прошлым, которые действовали в условиях полной безнаказанности; однако отчеты о положении на рудниках говорят о куда более систематических вещах.

511BEhcZ-cL._SX318_BO1,204,203,200_

Когда фрай Торибио де Мотолиниа описывал десять казней, ниспосланных, по его мнению, Господом на жителей Мексики, он включил в список оспу, войну, голод, принудительный труд, налоги (из-за которых многим приходилось продавать своих детей заимодавцам — в противном случае их замучивали до смерти в тюрьмах) и строительство новой столицы, повлекшее гибель тысяч людей. Но на первом месте, утверждал он, было бесчисленное количество индейцев, погибших на рудниках:

Восьмой казнью были рабы, которых испанцы отправляли работать на шахтах. Сначала брали тех, кого обратили в неволю ацтеки; затем тех, кто выказал неподчинение; наконец стали брать всех, кого удавалось поймать. В первые годы после завоевания работорговля процветала и рабы часто переходили от одного хозяина к другому. Помимо королевского клейма им ставили столько отметин, что их лица были полностью покрыты буквами, поскольку на них были инициалы всех тех, кто их покупал и продавал. Девятой казнью был труд на рудниках, куда тяжело нагруженные индейцы несли провизию на протяжении шестидесяти лиг и более… Когда у них заканчивалась еда, они умирали либо на шахтах, либо на дороге, потому что их никто не кормил, а денег для покупки пищи у них не было. Некоторые возвращались домой в таком состоянии, что вскоре умирали. Тела этих индейцев и рабов, погибших на шахтах, источали такое зловоние, что от него начинался мор, особенно на рудниках в Оахаке. На расстоянии полулиги вокруг шахт и вдоль значительной части дороги приходилось идти по трупам или по костям, а стаи птиц и ворон, которые прилетали полакомиться телами, были столь многочисленны, что за ними не было видно солнца{348}.

Подобные сцены имели место в Перу, где целые области обезлюдели из-за принудительного труда на рудниках, и на Эспаньоле, где туземное население вымерло полностью[485].

Когда речь заходит о конкистадорах, мы говорим не просто о жадности, а о жадности, доведенной до неправдоподобных масштабов. В конце концов, это главное, чем они запомнились. Им всегда было мало. Даже после завоевания Теночтитлана или Куско и приобретения невиданных прежде богатств конкистадоры почти всегда снова собирались вместе и отправлялись на поиски новых сокровищ.

Моралисты разных эпох сурово осуждали бесконечную человеческую жадность, равно как и наше якобы безграничное стремление к власти. Однако на самом деле история показывает, что, хотя людей можно справедливо осуждать за склонность обвинять других в том, что они поступают, как конкистадоры, мало кто в действительности так себя ведет. Даже для самых честолюбивых среди нас главная мечта похожа на то, к чему стремился Синдбад: испытать приключения, приобрести средства для того, чтобы остепениться, и зажить приятной жизнью. Конечно, Макс Вебер утверждал, что суть капитализма заключается в желании никогда не останавливаться, в стремлении к постоянной экспансии, которое, по его мнению, впервые проявилось в кальвинизме. Однако конкистадоры были добрыми средневековыми католиками, пусть даже они были самыми беспощадными и беспринципными представителями испанского общества. Откуда тогда взялась неутомимая тяга захватывать все больше, больше и больше?

Здесь, на мой взгляд, стоит вернуться к самому началу завоевания Мексики Эрнаном Кортесом. Какими непосредственными мотивами он руководствовался? Кортес перебрался в колонию на Эспаньоле в 1504 году, мечтая о славе и приключениях, но в течение последующего полутора десятка лет его приключения в основном ограничивались тем, что он волочился за чужими женами. Однако в 1518 году ему удалось обманным путем получить назначение на должность командующего экспедицией, цель которой заключалась в установлении испанского присутствия на континенте. Как позднее писал Берналь Диас дель Кастильо, сопровождавший его в это время:

Наконец, и собственную свою персону он вырядил авантажнее прежнего: на шляпу нацепил плюмаж, а также золотую медаль. Красивый он был малый! Но денег у него было мало, зато много долгов. Энкомьенда его была неплоха, да и индейцы его работали в золотых приисках, но все уходило на наряды молодой хозяйке. Впрочем, Кортес имел приятную наружность, тонкое обхождение и легко располагал к себе людей…

Немудрено, что его друзья из купцов <…>, когда он получил должность генерал-капитана, снабдили его суммой в целых четыре тысячи песо золотом, да еще дали, под залог энкомьенды, на другие четыре тысячи песо множество разных товаров. Теперь Кортес мог себе заказать бархатный парадный камзол с золотыми галунами, а также велел изготовить два штандарта и знамена, искусно расшитые золотом, с королевскими гербами и крестом на каждой стороне и с надписью, гласившей: «Братья и товарищи, с истинной верой последуем за знаком Святого Креста, вместе с ней победим»{349}.

Иными словами, он жил не по средствам, испытывал трудности и потому, как азартный игрок, решил пойти ва-банк. Неудивительно, что, когда губернатор в последний момент отменил экспедицию, Кортес проигнорировал его приказ и отправился на континент с шестью сотнями человек, каждому из которых он пообещал равную долю в будущей добыче. Высадившись на берег, он сжег свои корабли и поставил все, что имел, на победу.

Перейдем от начала книги Диаса сразу к последней главе. Три года спустя Кортес одержал победу, показав себя одним из самых находчивых, беспощадных, блестящих и откровенно бесчестных военачальников в истории. После восьми месяцев изнурительных боев за каждый дом и гибели сотни тысяч ацтеков Теночтитлан, один из крупнейших городов в мире, был полностью разрушен. Имперская казна была захвачена, и настало время разделить ее между выжившими солдатами.

Однако, согласно Диасу, раздел добычи возмутил людей. Офицеры сговорились захватить большую часть золота, а когда был объявлен окончательный размер доли, причитающейся солдатам, выяснилось, что каждому из них доставалось всего от пятидесяти до восьмидесяти песо. Более того, большая часть их добычи сразу же перешла в руки офицеров, выступавших в роли солдатских кредиторов, — все потому, что Кортес настоял на том, чтобы во время осады с солдат взимали плату за замену любого предмета амуниции и за медицинский уход. Многие из них обнаружили, что потеряли деньги в этом предприятии. Диас пишет:

Отсутствие добычи угнетало нас вдвойне, так как все залезли в неоплатные долги ввиду неслыханной дороговизны. О покупке лошади или оружия нельзя было мечтать: за арбалет надо было платить 50 или 60 песо, за аркебузу — 100, а за лошадь — 800 или 900 песо и за меч — 50; хирург и аптекарь заламывали несуразные цены; всюду теснили нас надувательство и обман. Кортес составил особую комиссию из двух заведомо почтенных персон, и она должна была проверить все претензии; из назначенных одним был — «Санта Клара», личность очень известная, а другим был — некий де Льерна, также весьма известная персона; объявлен был денежный мораторий на два года, снижены проценты, выданы кое-какие ссуды{350}.

Вскоре появились испанские купцы, которые стали назначать немыслимые цены за товары первой необходимости, что вызвало еще большее возмущение:

Наш генерал устал от постоянных упреков, которые ему бросали, говоря, что он все украл, и от постоянных прошений о ссудах и авансах и решил разом избавиться от самых мятежных солдат, основав поселения в тех провинциях, что больше всего подходили для этой цели{351}.

Эти люди захватили контроль над провинциями и создали местную администрацию, установили налоги и трудовые повинности. Это позволяет немного лучше понять описания индейцев, лица которых были покрыты именами так же, как чеки, подписанные по многу раз, или рудников, пространство вокруг которых на много миль было завалено гниющими трупами. Здесь мы имеем дело не с холодной, расчетливой жадностью, а с намного более сложной смесью стыда и справедливого негодования, постоянной необходимости выплачивать долги, которые только увеличивались (это почти наверняка были процентные ссуды), и возмущения при мысли о том, что после всего, что им пришлось перенести, они должны были денег вообще за все.

А что же Кортес? Он только что совершил, возможно, самую большую кражу в мировой истории. Разумеется, он смог расплатиться со своими изначальными долгами. Однако он умудрялся всякий раз влезать в новые. Кредиторы уже начали изымать его владения, когда он находился в экспедиции в Гондурасе в 1526 году; по возвращении он написал императору Карлу V, что его расходы были таковы, что «все, что я получил, оказалось недостаточным, чтобы избавить меня от бедности и нищеты; сейчас, когда я пишу эти строки, мои долги превышают пятьсот унций золота, и у меня нет ни песо, чтобы по ним расплатиться»{352}. Кортес, безусловно, лукавил (у него был свой собственный дворец), но всего несколько лет спустя ему пришлось заложить драгоценности своей жены, чтобы профинансировать ряд экспедиций в Калифорнию, которые должны были поправить его состояние. Однако прибылей они не принесли, и кредиторы стали так сильно на него наседать, что ему пришлось вернуться в Испанию и лично просить помощи у императора[486]».

alexandrenkovcopy

Всё вышеперечисленное началось на Больших Антилах сразу после того, как испанцы столкнулись с индейцами — их расточали в ущерб выгоде, следующей из использования, и администрация вместе с Мадридом делала ряд попыток это прекратить — но безуспешных. См.книгу Э.А.Александренкова:

«В некоторых протокольных документах зафиксировано отношение испанцев к аборигенам. Так, Васко Поркальо де Фигероа, один из завоевателей Кубы, ставший богатейшим землевладельцем па этом острове, велел тем индейцам, что пытались покончить с собой, поедая землю, и что уже не годились для работы, отрезать половые органы и съесть их, а остальным — намазать жиром рты и прижечь. Это — не сообщения Лас Касаса о жестокостях испанцев, в которых нередко сомневаются историки, а показания, засвидетельствованные подписью ответчика (CDI-2, t. 1, р. 124-125).

[Причины недоверия, впрочем, связаны не с нечестностью Лас Касаса, а с естественнной слабостью человеческой памяти, особенно автобиографической, см.далее. Прим.публикатора]. В течение 30 лет этот автор был свидетелем событий па Гаити и Кубе, за исключением поездок в Испанию, но начал писать свою работу об Индиях, по его собственным словам, в 1526 г. Таким образом, почти четверть века он не помышлял собирать сведения об аборигенах, о чем не раз позже писал (Las Casas 1967, t. I, p. 17, 633; t. II, p. 309, 318). Он упомянул лишь один случай своей беседы с местной женщиной; на Эспаньоле; во время исповедания он ей задал вопрос о мужеложстве6 (Las Casas 1967, t. II, р. 314; 1951, t. 2, р. 517). Написанное о начале завоевания Больших Антильских островов и их обитателях того времени основывалось на его памяти, документах и беседах со «свидетелями»…»

Бартоломе де лас Касас

Бартоломе де лас Касас

«Были встречи и с обитателями других поселений. Колумб записал, что местные жители с одинаковой легкостью отдавали как кусочки золота, так и калебасу с водой (Colon 1961, р. 144- 145). Колумб объяснял, что он давал стеклянные бусы, латунные колечки и бубенчики не потому, что «они» просили, а потому, что он их считал уже христианами и (подданными — Э.А.) кастильских королей более, чем людей Кастилии, и что не хватало лишь знать язык и повелевать ими, ибо, по его словам, все, что им не прикажешь, они сделают без какого-либо противоречия (Colon 1961, р. 146-147).

Колумб буквально восхвалял местных жителей — у них большие селения; они любезны в общении, у них мягкий говор, мужчины и женщины хорошей стати и не черны. Похвально он отозвался и о социальных отношениях — везде есть правление в виде судьи или господина, которому все подчиняются так, что вызывает удивление (Colon 1961, р. 153-154).

В апреле 1494 г. Колумб возобновил плавание по островам, оставив вместо себя Совет, во главе которого стоял его брат Диего. В наказе одному из своих подчиненных, остававшихся па острове, Колумб предписывал отрубать нос и уши индейцам, похитившим что-либо у испанцев, «потому что именно эти части невозможно скрыть». Этим Колумб полагал «обезопасить меновой торг». В случае, если бы не удалось выменять съестные припасы, их следовало отбирать — «достойнейшим образом» так, чтобы индейцы оставались довольны (Путешествия 1952, с. 369).»

«Пока Колумба не было на Эспаньоле, сотни испанцев разбрелись по острову, чиня произвол и насилие. Они оскорбляли и избивали не только простолюдинов, но и знатных людей, и даже угрожали верховным вождям. Как написал Лас Касас, индейцы стали воспринимать соседство испанцев с ужасом, ибо те с ними плохо обращались и лишали их пищи. Пришельцы отбирали у индейцев жен и дочерей, а также сыновей (Las Casas 1951, 1.1, р. 398-399). Уже после возвращения Колумба один из касиков велел убить несколько испанцев. По словам Лас Касаса, испанцы решили за каждого своего погибшего убить 100 индейцев (Las Casas 1951,1.1, р. 405).

В марте 1495 г. Колумб предпринял завоевательный поход во внутренние земли острова. Объединенные силы индейцев были разбиты, многие из них погибли, другие были пленены и стали рабами (Las Casas 1951, L. I, cap. CIV). Участник тех событий, М Кунео, так описал один из эпизодов.

«Мы собрали в нашем поселении тысячу шестьсот индейцев, мужчин и женщин, из которых 17 февраля 1495 г. мы погрузили на названные каравеллы пятьсот пятьдесят душ лучших мужчин и женщин…».

Из оставшихся испанцам было разрешено выбрать для себя «на свой вкус», и все еще оставалось около 400 человек, которым было разрешено уйти, куда хотят.

«Среди них было много женщин с грудными младенцами, и чтобы лучше бежать от нас, из страха, что мы их вновь схватим, они бежали, как отчаявшиеся, оставляя детей брошенными на земле, где попало».

Упомянул Кунео и некоторые другие события, показывающие, какими методами испанцы подавляли сопротивление островитян, и насколько велико было отчаяние последних. Среди схваченных индейцев было трое вождей, которых должны были на следующий день расстрелять из арбалетов. По словам Кунео, ночью они перегрызли один другому пятки, освободились от кандалов и бежали. Из тех индейцев, что были загружены на корабли, при подходе к Испании около 200 умерло, и их тела были брошены в море (Сипео 1893).

Лас Касас утверждал, что во время военных действий в 1495 г. погибло множество индейцев, обезлюдели многие индейские селения, особенно в землях касика Каонабо, и в 1496 г. на острове осталась треть населения по сравнению с 1494 г. (Las Casas 1951, t. I, p. 416, 420). На индейцев была наложена подать (tributo) золотом или хлопком (Las Casas 1951, L. I, cap. CV). Завершился период, который историки назвали периодом «фактории» (Perez de Tudela 1955) — прежние отношения обмена между пришельцами и аборигенами сменились податными.

Пока Колумба не было на острове, отношения испанцев с местными вождями складывались по-разному. Правитель западной области Харагуа, Бехекио, согласился платить подать хлопком и маниоковым хлебом (Las Casas 1951, L. 1, cap. CX1V). Те вожди, что пытались оказать сопротивление (Гуарионех в центральной части острова и его северный сосед, вождь сигуайев Маиобанех), были разбиты и пленены (Las Casas 1951, L. 1, cap. CXV, CXX-CXX1)”.

«Более опасным для существования испанцев на острове оказался раскол среди них самих. Франсиско Рольдан, оставленный Христофором Колумбом в качестве главного алькальда, вышел из повиновения Колумбам и со своими сторонниками, число которых росло, ограбив в Исабелле королевский склад с провиантом и оружием, ушел в Харагуа. Индейцам он объяалял, что освобождает их отуплаты подати (Las Casas 1951, L. 1, cap. CXV11-CX1X).

Встреча Франсиско Рольдана в Форте Зачатия в 1497

Встреча Франсиско Рольдана в Форте Зачатия в 1497

В Харагуа испанцы Рольдана вели свободную от королевских ограничений жизнь — силой или добром, по словам Лас Касаса, забирали себе местных женщин, которые служили им горничными, прачками и поварихами, а также мужчин, которые работали на испанцев. Тех, кто выказывал малейшее недовольство, с легкостью убивали, как написал Лас Касас (Las Casas 1951, t. II, р. 64).

Высадившись, Колумб первым делом наказал одного вышедшего из повиновения касика, пленив его людей и загрузив ими пять судов для отправки в Испанию в качестве рабов, всего 800 человек. Выход их задержался, и многие пленники умерли от тоски и тревоги (слова Лас Касаса), а также от недостатка пищи и воды, от тесноты и удушья под палубой. Их тела выбрасывали за борт (Las Casas 1951, t. II, р. 71, 81, 82).

Раздоры между бунтовщиками и теми, кто их не поддержал, вылились, как написал тот же Лас Касас, в «великие печали, тревоги, труды и потери индейцев», потому что, куда бы ни пришли те или другие, они съедали припасы индейцев, сотнями уводили их с грузами на плечах, обижали их, включая детей и женщин. Те и другие нередко, для развлечения, расстреливали индейцев из арбалетов, чтобы увидеть, пройдет ли дротик насквозь, или мечом старались разрубить индейца (при неудаче повторяли с другим); на переноске грузов убивали тех, кто устал, в том числе женщин (Las Casas 1951, t. I, p. 457-458; t.II, p. 87).

После длительных переговоров между Христофором Колумбом и Рольданом было достигнуто примирение (28 сентября 1499 г.). Именно с условиями договора между ними связано появление на Эспаньоле (и, следовательно, во всей испанской Америке) нового вида эксплуатации аборигенов испанцами.

Эту ситуацию подробно описал Лас Касас. По требованию Рольдана и его сторонников, Хр. Колумб разрешил им поселиться (avecindar) в нескольких местах центральной части Эспаньолы. Колумб наделил их землями в границах уже возделанных земель индейцев. Это разделение имело форму предоставления каждому испанцу от 10 до 20 тыс. кустов23. Каждому получателю Колумб выдавал грамоту, в которой говорилось, что такому-то, в лице такого-то касика предоставляется столько-то тысяч кустов, и повелевалось, чтобы названный касик и его люди обработали земли и сделали посадки. Иногда испанец получал уже засеянные индейцами участки; в этих случаях ему назначались земли и индейцы для работы на них24. Иногда один касик назначался 2-3 испанцам, между которыми распределялся доход с его земель.

Испанцы, получившие лицензию, брали на себя обязательство добывать золото. Добычей они принуждали заниматься индейцев, также с письменного разрешения Колумба, где указывались сроки действия разрешения. Испанец, писал Лас Касас, получив лицензию, так распоряжался касиком и его селением или селениями, как если бы ему их дали как рабов или, лучше сказать, как будто они были звери — били их бичами и палками, отрезали уши и убивали. Если у касиков и господ были дочери, испанцы делали их сожительницами. Тех, кто бежал, убивали или обращали в рабство. Наполненные рабами корабли шли в Кастилию. По мнению Лас Касаса, с этого времени берет начало «чума репартимьенто», что позже стали называть энкомьендами (Las Casas 1951,1.11. р. 104-105).

Лас Касас написал об испанцах того времени на Эспаньоле (их было тогда, считал он, 300 человек) следующее. Когда они передвигались, их несли мужчины на своих плечах или в гамаках. Рядом шли индейцы с большими листьями для создания тени, другие обмахивали их гусиными крыльями. В любом селении, куда приходили испанцы, они съедали и изводили столько, что хватило бы на 50 индейцев. Касик и все обитатели селения должны были им нести, что у них было, и танцевать перед ними. Испанцы делали своими наложницами знатных индианок, которых в обиходе называли «служанкой». Помимо этой главной служанки (criada principal), в прислугах были еще несколько местных женщин, которых называли «работницами» (offcialas). Бобадилья будто бы так говорил поселенцам, если верить словам Лас Касас:

«Пользуйтесь, сколько сможете, потому что вы не знаете, сколько будет длиться для вас это время» (Las Casas 1951, t. II, р. 204-205)».

Некоторые подробности завоевания Сан-Хуана содержатся в «Истории» Овьедо27. После того, как была «замирена», по словам историка, провинция Хигуэй на востоке Эспаньолы, Овандо поставил там своим наместником Хуана Понсе де Леона. Последний узнал от индейцев, что на соседнем Борикене было много золота, и с разрешения Овандо высадился там. По словам Овьедо, Понсе де Леон был хорошо принят «главным касиком» Ауэйбаной, его матерью и отчимом. Хуан Понсе даже приводил Агуэйбану в г. Санто-Доминго, чтобы, как писал Овьедо, тот увидел, как обстоят дела на Эспаньоле, которая в то время была хорошо населена индейцами и христианами. Через некоторое время Агуэйбана умер, и ему наследовал его брат, который, по словам Овьедо, был, по природе, дурных наклонностей. В начале 1511 г., когда испанцы разошлись по энкомьендам, каждый касик убил своих испанцев. Одновременно было убито 80 испанцев и было сожжено одно из испанских поселений (Fernandez de Oviedo у Valdes, 1851, t. 1, p.467-470).

Из других источников известно, что в это восстание на Сан- Хуане погибло около 400 испанцев. В свою очередь, по свидетельству участника событий, испанцы в одном из сражений убили 1000 индейцев и пленили 1200 человек (в их числе женщин и детей). Кроме того, в качестве ответных мер за убийство своих испанцы расстреляли из арбалетов, четвертовали, повесили, забили палками более 100 индейцев. На островке Вьекес при нападении на индейскую деревни убивали и женщин. Там были пленены 530 «душ» индейцев Сан-Хуана и карибов, а также женщин и детей.

На берегу были расстреляны. четвертованы и повешены 88 человек. Когда испанцы вернулись в лагерь, то в присутствии «замиренных» индейцев были казнены 70 плененных воинов — сожжены заживо, забиты палками, расстреляны из арбалетов, четвертованы (цит. по: Moscoso 2011. р. 13, 18). Одной из мер борьбы с индейцами Сан-Хуана было разорение их огородов и захват лодок».

«…Овьедо привел случай из тех событий на острове, который показывает отношение завоевателей к местным жителям. Капитан Диего де Саласар решил стравить псу одну из схваченных женщин, старую индианку. Ей дали в руки письмо и велели отнести его туда, где в то время находился губернатор. Когда женщина отошла на некоторое расстояние, на нее спустили пса Увидев его, женщина от страха присела и стала с ним говорить. Пес помочился на нее и оставил ее.

Испанцы посчитали это чудом, так как этот пес был известен своей свирепостью. Когда о случившемся узнал Понсе де Леон, он, по словам Овьедо,

«не захотел быть менее милосердным с индианкой, чем был пес»,

и велел отпустить ее (Fernandez de Oviedo у Valdes, 1851. t. 1. p. 484-485).

В конце концов, остров был покорен, а его обитатели распределены. Как и в ряде других случаев, многие из завоевателей остались недовольны распределением, считая, что индейцев получили не те, кому следовало. …»

«В случае военных действий разорялись целые общины, так как часть мужчин погибала, а другие, а также женщины и дети, обращались в рабов и не только уводились за пределы своих общин, но и увозились на другие острова, или вовсе за их пределы.

Внутриобщинные связи нарушались и при отсутствии военных действий, так как из общин выпадали самые активные члены, трудоспособные работники. В походах испанцев по островам и при переходах с одних островов на другие их сопровождали индейцы. Так, известно, что на Эспаньоле сторонникам Рольдана, которых было 120 человек, служили более 500 индейцев (Las Casas 1951, t. 11 р. 112).

Когда эти испанцы передвигались из одного места в другое, более 1000 индейцев несли их грузы (Las Casas 1951, t. 11 р. 87.). Бартоломе Колон, преследуя Гуарионеха, вел с собой много индейцев, которые несли грузы и добывали пищу, охотясь на грызунов-гутий (Las Casas 1951,1.1, р. 463). То же позже было и на других островах, в частности на Кубе, где, по словам Лас Касаса, никто или мало кто из испанцев вел с собой менее 8 или 10 индейцев, которые были взяты «добром или силой» из пройденных поселений. Мужчины охотились и собирали маниоку на встреченных огородах, женщины делали из нее хлеб. При этом индейцы с одного острова попадали на другой — у самого Лас Касаса на Кубе был старый и знатный индеец с Эспаньолы (Las Casas 1951,1.11, р. 539, 526).

Испанцы привлекали аборигенов и для ведения военных действий. По словам Лас Касаса, было обычным водить на войну всех индейцев, что были покорены, с их оружием. Они воевали между собой из страха перед испанцами (Las Casas 1951,1.11, р. 232).

Эти люди надолго отрывались от своих общин, нередко гибли. Очевидно, что при этом разрушались традиционные хозяйственные и социальные связи в нижней части общества — деревни оставались без наиболее сильных своих членов, семьи — без кормильцев. Серьезно нарушались возможности демографического воспроизводства аборигенов. Помимо того, что мужчины гибли или отрывались надолго от своих семей, испанцы преследовали их жен и дочерей, так как, по словам Лас Касаса,

«это есть и было всегда обычным и общим обычаем испанцев в этих Индиях» (Las Casas 1951, t.II, р. 535).

Не следует забывать, что испанская иммиграция поначалу и в течение длительно времени была преимущественно мужской.

«...Общее состояние дел в колонии при Овандо было резюмировано современным доминиканским историком Р. Касса. Овандо распорядился, чтобы энкомендированные работали в хозяйствах испанцев два периода в году, по 5 месяцев, между которыми полагались 40 дней «отдыха», когда они могли заниматься своими огородами. Вскоре установился порядок продления пятимесячных работ еще на 2-3 месяца, что получил название «деморы»39. Назначенного индейцам жалования не хватало даже на то, чтобы купить одежду, чего желали короли… Индейские поселения переносились на большие расстояния от прежних мест ближе к приискам. При Овандо было проведено 2 или 3 перераспределения индейцев. Как заметил Касса, в эти годы цена собаки была выше, чем цена трудоспособного индейца. Рост испанского населения, которое достигло 14 тыс., растущая смертность индейцев; новые их разделения в пользу людей, близких к губернатору, были факторами уменьшения аборигенного населения.

Растущая инфляция постоянно угрожала рентабельности добычи золота, чего можно было избежать, лишь заставляя индейцев работать больше и больше. Кроме того, в конце правления Овандо золотоносные залежи стали истощаться. Смертность индейцев была особенно велика в крупных энкомьендах, где индейцы находились в распоряжении управителей (mayordomos), заинтересованных не в сохранении рабочей силы, а в получении прибыли (Cassa 1974. р. 209-210).

При Овандо на Эспаньоле было основано несколько испанских поселений, уже руками индейцев, которые не только строили дома испанцам, но и обрабатывали им земли (Las Casas 1951,t. 11, р. 241-242).

Вот что о том времени писал Лас Касас, сам бывший на Кубе в 1513-1515 гг. В то время более всего говорили об острове Куба, богатом золотом и с мирными индейцами. Там уже два года был Веласкес, и гибель «тех людей» (обитателей Кубы — Э.А.), на первых порах была, по словам Лас Касаса, более необузданной и быстрой90, чем в других местах. Объяснял он это тем, что, испанцы ходили по всему острову, замиряя (как они говорят, добавил историк) местных индейцев, и вели с собой многих индейцев, которых они забирали в селениях, чтобы тем им служили. И поскольку, как он выразительно написал, «все ели, и никто не сеял», а другие индейцы селений — кто бежал, кто из страха быть убитым не занимался (земледелием), то вся или почти вся (частый оборот речи Лас Касаса) земля пришла в запустение .

Так как здоровых мужчин и женщин уводили на работы, то в селениях оставались лишь старики и больные. По словам Лас Касаса, он несколько раз был свидетелем, когда при входе испанцев в поселение кричали те, кто были в домах. И когда их спрашивали, что с ними случилось, они отвечали: «Есть, есть» (Hambre. hambre).

У недавно родивших женщин от недоедания и работ пропадало молоко, и младенцы умирали. Лас Касас, сославшись на письмо королю, написанное человеком, которому можно верить, утверждал, что за три месяца умерло 7 тыс. детей. У одного королевского чиновника за три месяца из 300 индейцев энкомьенды осталось не более десятой части.

Один испанец рассказал Лас Касасу, как он «экономил» на питании индейцев, которые работали у нет на земле. Каждый третий день он отправлял их в лес. чтобы они ели там. что найдут, и затем работали следующие два дня (Las Casas 1951. t. Ill, p. 90-91).

Несколько конкретных случаев отношений того времени между испанцами и их индейцами, описал Мартир со слов священника, неоднократно бывшего на островах. В Сантьяго касик и его индейцы, отработав на прииске и не получив надлежащего вознаграждения, покончили с собой, вдохнув смертельный дым каких-то трав. В другом месте (Принсипе) испанец заподозрил свою беременную жену-индианку в измене, привязал ее к палкам и велел слугам поджечь. Женщина умерла, а ее отец-касик, узнав об этом, напал на дом судьи со своими людьми. Сам судья отсутствовал, были убиты его новая жена, ее слуги и все домашние.

После чего касик и его люди (их было 30 человек) заперлись в доме и подожгли его и сгорели с телами семьи судьи и всем его добром….».

Капитализм не основан на свободном труде

«Возмутительной, хотя и замалчиваемой особенностью капитализма является то, что изначально он ни в коей мере не основывался на свободном труде{399}. Завоевание Америки началось с массового порабощения, которое постепенно приобрело формы долговой кабалы, африканской работорговли и найма «законтрактованных работников», т. е. использования контрактного труда людей, которые заранее получали наличные деньги и были обязаны отрабатывать их на протяжении пяти, семи или десяти лет. Не стоит и говорить о том, что законтрактованные работники набирались в основном из людей, которые уже были должниками. В начале XVII века на плантациях нередко работало почти столько же белых должников, сколько африканских рабов; с юридической точки зрения их положение почти не различалось, поскольку поначалу плантационные хозяйства работали в рамках европейской правовой традиции, предполагавшей, что рабства не существует, а значит, даже африканцы в Южной и Северной Каролине расценивались как контрактные рабочие{400}.[532] Разумеется, это изменилось тогда, когда было введено понятие расы. Когда африканских рабов освободили, то на плантациях от Барбадоса до Маврикия их опять сменили контрактные рабочие, которые теперь рекрутировались в основном в Индии и Китае. Китайские контрактные рабочие построили североамериканскую систему железных дорог, а индийские кули вырыли южноафриканские шахты. Русские и польские крестьяне, которые были свободными земельными собственниками в Средние века, стали крепостными лишь на заре капитализма, когда их сеньоры начали продавать на вновь созданном мировом рынке зерно, отправлявшееся в новые промышленные города Запада{401}. Колониальные режимы в Африке и Юго-Восточной Азии регулярно принуждали к труду покоренных ими подданных или же создавали налоговые системы, призванные втянуть население на местный рынок посредством долга. Британские хозяева Индии — и Ост-Индская Компания, и правительство Ее Величества — превратили долговую кабалу в основное средство производства товаров для продажи за рубеж.

Это вызывает возмущение не только потому, что система периодически выходит из строя, как это было в Путумайо, но и потому, что под ударом оказываются самые дорогие нам представления о том, чем на самом деле является капитализм, — в частности, представление о том, что капитализм по своей природе как-то связан со свободой. Для капиталистов он означает свободу рынка. Для большинства рабочих он означает свободу труда. Марксисты усомнились в том, насколько наемный труд вообще может быть свободным (поскольку того, кому нечего продавать, кроме собственного тела, нельзя считать по-настоящему свободным человеком), однако и они склоняются к утверждению о том, что свободный наемный труд — это основа капитализма. Для нас истоки капитализма по-прежнему находят отражение в образе английского рабочего, вкалывающего на фабриках эпохи промышленной революции, и этот образ можно прямо перенести в Силиконовую долину. Миллионы рабов, крепостных, кули и закабаленных батраков исчезли из виду, или если о них и заходит речь, то мы описываем их как временные помехи на дороге. Их, как и потогонки, считают стадией, через которую должно пройти развитие народов, переживающих промышленную революцию; точно так же по-прежнему считается, что все эти миллионы закабаленных батраков и законтрактованных работников и потогонки, которые существуют и сегодня, часто в тех же местах, наверняка доживут до тех времен, когда их дети станут обычными наемными рабочими с медицинской страховкой и пенсиями, а внуки, в свою очередь, будут докторами, юристами и предпринимателями.

Если обратиться к подлинной истории наемного труда даже в таких странах, как Англия, эта картина начинает рассыпаться. В Средние века почти по всей Северной Европе наемный труд был, как правило, временным феноменом. Приблизительно с 12–14 до 28–30 лет все работали прислугой в чьем-нибудь доме, обычно на основе годовых контрактов, и получали в обмен питание, кров, профессиональную подготовку и какую-то оплату; это продолжалось до тех пор, пока они не накапливали достаточно ресурсов для того, чтобы жениться и обзавестись собственным хозяйством[533]. Первым следствием пролетаризации стало то, что миллионы молодых мужчин и женщин по всей Европе на всю жизнь застряли в своего рода подростковом состоянии. Подмастерья и поденщики никогда не могли стать «хозяевами», а значит, никогда не могли вырасти. Позже многие, отчаявшись ждать, стали жениться рано, что вызывало огромное возмущение у моралистов, утверждавших, что новый пролетариат создает семьи, которые не сможет содержать[534].

Между наемным трудом и рабством есть и всегда было одно забавное сходство. Оно обусловлено не только тем, что именно рабы на карибских сахарных плантациях производили энергоемкие товары, которые затем обрабатывали первые наемные рабочие; не только тем, что большую часть приемов научного управления, использовавшихся на фабриках эпохи промышленной революции, можно обнаружить на сахарных плантациях; но еще и тем, что отношения между хозяином и рабом, равно как и отношения между наемным работником и нанимателем, в принципе безличны: не важно, продали ли вас или вы сами сдали себя в аренду, — как только деньги перешли из рук в руки, ваша личность теряет всякое значение; главное, чтобы вы были способны понимать приказы и делать то, что вам говорят{402}.

Возможно, это одна из причин, почему в принципе всегда считалось, что покупка рабов и наем рабочих должны осуществляться не в кредит, а за наличные. Проблема, как я отмечат, заключалась в том, что на протяжении большей части истории британского капитализма наличности просто не было. Даже когда королевский монетный двор начал производить серебряные и медные монеты мелкого достоинства, их предложение было нерегулярным и недостаточным. С этого, вообще-то, и началась система оплаты товарами: во время промышленной революции владельцы фабрик часто платили рабочим билетами или ваучерами, которые можно было отоварить только в местных лавках; собственники заключали с хозяевами лавок своего рода неформальные соглашения или — в более удаленных уголках страны — сами владели ими[535]. Традиционные кредитные отношения с хозяином местной лавки приобрели совершенно новое измерение, когда он стал работать на босса. Другим приемом стала оплата труда рабочих, по крайней мере частичная, натурой — обратите внимание на богатство лексики, используемой для обозначения вещей, которые можно было забрать со своего рабочего места, особенно из мусора и отходов: обрезки, чипсы, сволочь, сор, мелочи, крохи, сборная солянка, отбросы, обрывки, подонки, бросовые вещи, щепотка[536]. «Обрезками» (“cabbage”), например, называлась ткань, оставшаяся после кройки, «чипсами» — обрезки досок, которые докеры имели право забирать со своего рабочего места (любой кусок доски длиной меньше двух футов), «сволочью» (“thrums”) — остатки переплетенных ниток с ткацкого станка и т. д. И разумеется, мы уже слышали об оплате сушеной треской и гвоздями.

Главным приемом в арсенале нанимателей был следующий: ждать, пока появятся деньги, и все это время ничего не платить — тогда наемным рабочим приходилось обходиться тем, что они могли найти на полу в цеху, или тем, что их семьи могли раздобыть на стороне, получали в виде благотворительности или сберегали вместе с друзьями и родственниками; если же ничто из этого не срабатывало, они могли взять кредит у ростовщиков и владельцев ломбарда, которых очень скоро стали считать вечным бичом трудящихся. К XIX веку сложилось такое положение, что всякий раз, когда в Лондоне пожар уничтожал ломбард, по рабочим кварталам прокатывалась волна домашнего насилия, неизбежного в условиях, когда столько жен были вынуждены признаваться в том, что они тайком заложили выходной костюм мужа{403}.

Сегодня мы привыкли считать фабрики, на которых зарплата не выплачивается по полтора года, признаком экономического краха страны, подобного тому, что произошел во время развала Советского Союза; однако ввиду приверженности политике твердых денег британского правительства, которое всегда заботилось прежде всего о том, чтобы его бумажные деньги не утекли из-за очередного спекулятивного пузыря, на ранних этапах развития промышленного капитализма такая ситуация вовсе не была необычной. Даже правительству далеко не всегда удавалось найти наличность для оплаты труда своих служащих. В XVIII веке Адмиралтейство регулярно задерживало зарплаты на год и более тем, кто работал в дептфордских доках, — это была одна из причин, по которой оно мирилось с присвоением рабочими обрезков досок, не говоря уже о пеньке, холсте, стальных болтах и канатах. На самом деле, как показал Лайнбо, ситуация нормализовалась только около 1800 года, когда правительство, стабилизировав финансы, стало выплачивать зарплаты наличными по расписанию и попыталось упразднить практику, получившую название «воровства на рабочем месте», — эти меры вызвали ожесточенное сопротивление рабочих доков, в результате чего были введены наказания в виде бичевания и заточения в тюрьму. Инженер Самюэль Бентам, которому было поручено реформировать верфи, превратил их в регулярное полицейское государство, для того чтобы установить режим чистого наемного труда; с этой целью он придумал построить гигантскую башню посреди верфей для обеспечения постоянного надзора — эту идею позднее заимствовал его брат Иеремия для своего знаменитого проекта Паноптикума{404}.

Давид Гребер. Долг. Первые 5000 лет истории.

Об авторе wolf_kitses