Россия получила хороший стартовый потенциал в космической сфере. Советское наследство оказалось богатым: удачные проекты, отточенные инженерные решения, упорный труд работников и профессионализм космонавтов – весь этот богатейший набор знаний и умений пока ещё обеспечивает современную Россию вполне востребованными на сегодняшний день летательными аппаратами.
Конечно, стоит отметить период 90-х годов: урезание финансирования данной отрасли, сопутствующие сокращения работников и прочее. Ужасная ситуация, когда люди с высшим образованием шли торговать у прилавка. Не забыли ту эпоху? Сейчас, конечно же, такого не повторится, ведь наш уважаемый президент не допустит. Или не так всё просто? Давайте разбираться вместе на примере центра «ГКНПЦ имени Хруничева» и «ПО Полёт».
Первой причиной можно считать приватизацию центра в ноябре прошлого года. Как следствие, освобождение территорий под застройку в московских Филях. Правда, ситуация с продажей земли была вялотекущей уже давно. За 2015 – 16 гг. было освобождено 30%, а уже к концу 2018 хотят оставить лишь необходимый минимум, то есть сократить до 80% территорий центра. Проще говоря, освободить от производственных задач аж 217 корпусов: цеха, лаборатории, административные здания, оранжерею, сервисные и транспортные помещения. Всю эту канитель мы будем наблюдать до 2019 года.
Второй причиной прекращение производства РН «Протон-М». Советская ракета тяжёлого класса в прошлом успешно выводила на орбиту модули станции «Мир» и МКС, теперь же к 2025 её снимут с эксплуатации. В ближайшие годы «Протон-М» заменят новым РН «Ангара», который, как конструктор лего, может легко собираться в разные вариации: от лёгкой ракеты до тяжёлой. В этой новости скверно то, что за более чем двадцать лет разработок ракеты было выполнено всего лишь два запуска. С учётом большой конкуренции за международные контракты кому будут отдавать предпочтение? Роскосмосу или внезапно ставшей популярной американской компании SpaceX? У них и сверхтяжёлая ракета FalconHeavy есть.
После удачного запуска в сторону Марса автомобиля Tesla всё того же амбициозного Илона Маска ребята получили свой первый контракт для этого тяжеловеса. Изюминка серии Falcon в том, что её первая ступень может возвращаться на землю, тем самым снижая затраты на производство. Самый настоящий многоразовый космический тягач, как с таким конкурировать? Американцы разрабатывают систему возвращаемой первой ступени уже больше пяти лет, и имеют много удачных пусков, у них достаточно наработок и опыта, так что догнать будет непросто. Аналогичные возможности у РН «Ангара» хоть и анонсированы, но всё еще не дошли даже до стадии проектирования. Пока выбирается способ возврата ступени.
В целом же статистика запусков указана в таблице.
Справедливости ради, стоит заметить, что не все аварийные запуски из приведённой таблицы на совести ГКНПЦ Хруничева и далеко не все они связаны со сборкой на предприятии: 2010 – 1 из 15; 2011 – 2 из 10; 2012 – 1 из 12; 2013 – 1 из 14; 2014 – 1 из 11; 2015 – 1 из 10; 2016 – 0 из 5; 2017 – 0 из 5. Из чего также видно, что участие ГКНПЦ в запусках заметно снижается.
В 2018 для тройки лидеров запуски пока были очень удачны, все миссии были выполнены: Россия – 10, Китай – 23, США – 23.
Увы, но первенство в космосе мы потеряли. Всё это усугубляется и тем, что средний возраст российского работника данной отрасли неукоснительно повышается и на 2012 год составлял 45 лет, а с учётом разрушения системы образования можно смело говорить, что восполнение пенсионных потерь будет незначительным. Молодые специалисты не видят перспектив в продвижении по службе и в материальной заинтересованности (за идею сейчас никто работать не пойдёт, да и идеи никакой нет).
Третья причина – положение работников, занятых в отрасли. Летом 2016 года на «ПО Полёт» была первая волна так называемой оптимизации. Последующие были проведены в 2017. Сокращения же на предприятии идут с 2015 года. В мае этого года провели ещё одно, изначально утверждая, что сокращения касаются только административных должностей. Обманули. Уже в сентябре часть рабочих покинули свои места. И на октябрь анонсировано следующее сокращение, правда, пока приказ не подписан и списки ещё не составлены. В общей сложности в Москве планируется оставить 1691 сотрудника, сократив численность в 2,5 раза. Больше 2,5 тысяч будет уволено! Что делать тем, кто ещё не успеет выйти на пенсию, куда их возьмут после 45? Ведь правительство уже приняло законопроект о повышении пенсионного возраста. Сколько работников окажется в таком положении? Что им останется? Идти работать техничками или торговать у прилавка? Вот вам и ситуация, как 25 лет назад.
В Омске на положение рабочих отрасли мог бы повлиять профсоюз: бороться с сокращениями, добиться и без них повышения уровня заработной платы, противостоять схеме «оклад поднять, премии убрать». Такая схема уже была применена летом этого года, когда у рабочих отняли надбавки, а у ИТР персональную премию, что привело к снижению заработной платы и, как следствие, к снижению заинтересованности в работе. Но пока что у работников нет не то что единства в борьбе за свои интересы, борьбы-то никакой нет. Соответственно, нет и понимания, что профсоюз – это прежде всего сами работники. Оттого и такое положение, ибо за свои интересы необходимо бороться, потому что интересы владельцев предприятия – на этих работниках сэкономить. А пока в свете простоя основного производства и сокращений единственным напоминанием о деятельности предприятия остаются два РН «Ангара», изготовленные предприятием и установленные у доски почёта и на территории медицинского центра в районе остановки Городок Водников.
Статья из октябрьского номера газеты «Защита».
Источник Рабочее движение Омска