Пришедшая к власти в 1973 году чилийская хунта также продемонстрировала феерический пример экономического бардака. Вплоть до 1981 года единственное, чем запомнился генерал Пиночет, — это убийствами своих политических противников (более 2600 человек), массовыми пытками (несколько десятков тысяч) и бегством из страны полумиллиона человек.
При Альенде предпринималась попытка уйти от моноэкспорта. При Пиночете экономика вновь стала базироваться исключительно на экспорте меди. И продолжила лететь вниз — вслед за очередным экономическим кризисом 1974-76 годов.
Вся суть «экономического чуда» при Пиночете в двух словах: экономика Чили только к 1986 году доросла до уровня 1973 года, в который был свергнут Альенде. Причем экономическое чудо поразительным образом совпало по времени с периодом роста цен на медь — главный товар, который в Чили могли предложить на внешние рынки.
Одной из самых позорных страниц истории Чили эпохи Пиночета стали вспышки эпидемий брюшного тифа с 1977 по 1986 годы. Причина: чикагские мальчики-либертарианцы решили, что надо порезать социальные расходы. Сэкономили на медицине, на профилактике эпидемий, на водопроводе и обеззараживании питьевой воды, на канализации и т. д. В основном заплатили за это своими жизнями нижние слои общества — жители бедных кварталов столицы. Итого, 14 потерянных лет. И зачем, спрашивается, надо было свергать Альенде? За то, что он тифом болеть не давал, что ли?
Армия — национальный фетиш Чили
Содержание
Расходы на военных в Чили всегда были высокими. Здесь они при случае заменяли экономику, католическую церковь и психотерапевта.
«У нас офигенная армия!», — думал типичный чилиец и радостно крестился.
В 1958 году был принят секретный закон № 13196, более известный как «медный закон». По нему 15 процентов доходов от эксплуатации медных шахт шли непосредственно на армию. Соответственно, резкий рост цен на медь увеличил и военные расходы. Они выросли ещё больше после победы Альенде на выборах в 1970 году: с 2,2 до 4,4 процента, а в 1971 году составили уже 6,2 процента ВВП. Причина роста: правые и социалисты конкурировали за армию и не жалели денег на неё. В итоге в выигрыше оказались исключительно военные и правые, а социалистов раздавили.