Давно ничего я не писала о женском вопросе. Надо, пожалуй, исправиться.
Хотя «вести с полей» феминизма доносятся такие, что обсуждать их не хочется вообще. Новости не просто малоприятные, а погружающие в мир полного абсурда: то в Швеции требуется уже чуть ли не юридическое согласие на секс (вероятно, скоро, как пишут немецкие сатирики, нужно будет заполнять перед этим делом договор, да еще и отдельный бланк с согласием на использование личных данных подписать). То выясняется, что главная женская проблема — это «не так посмотрели» и «увидели во мне сексуальный объект» (ну и что?) То — что прямо безумно мешают невоспитанные мужчины, сидящие в метро с ногами враскоряку, и вот это такая кардинальная проблема, что ее надо всем обсуждать и выходить на акции. А тут еще весь этот бардак с «цис-гендерностью», ах да, мы все должны помнить о своей неизбывной вине принадлежности к тому же полу, на который указывают наши определенные органы, и о том, как мы всю жизнь одним своим существованием угнетали «трансов».
Конечно, в феминизме всегда было нечто этакое. Смотришь, вроде совершенно вменяемая, умная женщина (вопреки всеобщим представлениям, именно умные женщины становятся феминистками), и вдруг начинает что-то писать про лифчики или, извините, менструации. Ну зачем ей сдались эти лифчики, неужели эта проблема — это вот то, что реально мешает женщинам и угнетает их? А все просто: она в дискурсе, а дискурс обязывает считать это важным и высказываться. Так было уже давно, но сейчас это просто какой-то театр абсурда. В котором уже вообще трудно увидеть хоть что-то разумное.
Причем вредный театр абсурда, потому что реакция на него вполне естественная:
«да ни фига эти женщины не угнетены, дурью какой-то маются, вот посмотрите на этих феминисток. Все у баб давно уже есть, все права, наоборот, это мужчины угнетены».
Ну и т.д. Тут обязательно добавление с горечью, что «у них привилегия на воспитание детей» — и к этому мы еще вернемся.
Конечно, обе эти позиции ужасны, но вторая — «все у женщин давно есть» — понятное дело, хуже. Потому что угнетение женщин никуда не делось, оно где было, там и есть — разве что для некоторых женщин оно значительно смягчилось (и об этом позже). Но вот говорить об этом теперь практически очень сложно.
Как я уже неоднократно писала (и доказывала с помощью марксистского анализа, повторяться не буду, см. по тегу «женский вопрос»), суть угнетения женщины (в отличие, например, от угнетения «меньшинств») — чисто экономическая, то есть она в базисе; то есть без избавления от такого угнетения коммунизм невозможен. Это то рабочее время, которое женщина затрачивает на рождение/воспитание/уход за потомством, и попутно (раз уж все равно «ничего не делает») — на весь остальной «семейный уход»: домашнее хозяйство, уход за больными и престарелыми.
Эти виды труда — крайне важного для здоровья и самочувствия всех членов общества, развития детей — считаются в любом обществе низменными, неквалифицированными; они не пользуются почетом и интересом, они, естественно, не оплачиваются (если женщина не зарабатывает при этом сама деньги на себя и детей — то она работает «за еду и койку»).
В традиционном и полутрадиционном обществе эти функции женщина выполняет как «само собой разумеется» (разумеется, если ты родился крепостным крестьянином, то обязан отрабатывать барщину. Потому что так принято. Потому что бог велел. Потому что общество иначе накажет или отторгнет). Женщина в традиционном обществе превращена в парию, которая почему-то обязана выполнять определенные виды грязного и монотонного труда, и чтобы это оправдать, придумывается масса псевдорациональных оправданий и объяснений: «женская природа», особая «греховность» женщин, их слабость («слабый пол»), их неспособность к самостоятельному существованию, неполноценность и т.д.
Большинство женщин верят в это и сами. Все это — общественный механизм, созданный для того, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы для производительного труда. Задача, между прочим, очень нетривиальная. Это воспроизводство — то есть выращивание детей, которые потом станут рабочими и крестьянами — всегда требовало, и до сих пор (несмотря на стиральные машинки и памперсы) требует большого количества ручного, монотонного труда, простого присмотра, то есть большого количества индивидуального рабочего времени.
Там, где огромные массы женщин «всасывались» производством, зачастую просто не вырастало следующее поколение рабочих — значительная часть детей умирала очень рано, и даже капиталистам без всякого еще рабочего движения приходилось задумываться, что же с этим делать. Конечно, в основном выкручивались, чтобы заставить женщину и прибыль приносить, и рабочую силу воспроизводить (заодно и прибыли она, как «неполноценная», принесет больше, поскольку ей можно меньше платить): крестьянки брали младенцев на работы или оставляли под присмотром маленьких девочек, работницы привязывали ребенка к станку, столу и т.д.
В принципе, все остальные крупные и мелкие проблемы женщин исходят только из этого. Включая и тех женщин, у кого детей нет. Даже все эти «стеклянные потолки» для женской буржуазии — из этой же серии: баба неполноценна, нечего ей руководить. Отсюда же сексуальное использование женщин от проституции и рабства до пресловутых «домогательств»: сексуально можно использовать людей с низким доходом, нищих, готовых на продажу тела ради денег, ну и с соответствующей общественной репутацией.
Понятно (это надо упомянуть, ибо неизбежны комменты в этом стиле), всегда есть какая-то часть женщин, хорошо приспособившихся именно к такому положению дел, научившихся извлекать личную выгоду из него, и восклицающих вслед за Мерилин Монро
«Я согласна жить в мире, принадлежащем мужчинам, если в нем я могу быть женщиной!»
Хотя такая женщина должна перестроить всю свою личность и тратить немалое количество труда и времени на то, чтобы быть этакой вот Женщиной и дурить незадачливых мужчин сексуальным шармом. [Как недоумевала актриса Толкалина — почему женщины борются против домогательств, при них ж можно получать роль не только за счёт таланта? Прим.публикатора] Труд гетеры [я добавлю, что капитализм к нему направленно приучает. Прим.публикатора]. Но об этом я уже писала.
Интересное сейчас заключается в другом. Тот самый дискурс - право- и леволиберальный — создал удивительную конструкцию, которая все больше завладевает умами, и ведь существует она на русскоязычном пространстве не так давно:
«рождение детей и труд по семейному уходу — личный выбор каждой женщины».
С одной стороны, эта идея кажется cамоочевидной. Конечно, личный выбор. Кого сейчас в развитом обществе заставляют рожать детей? Наоборот,
Конечно, женщина всегда может решить не рожать, не выходить замуж, не жить с мужчиной. а если живет — то не обслуживать. Кто мешает? Это настолько понятно и очевидно, что было бы абсурдно с этим спорить.
Но как и многие вещи, эта ситуация резко меняется, если перенести ее с индивидуального уровня на уровень рассмотрения больших групп людей — на социальный. Внезапно, обществу — то есть, сейчас на данный момент, классу буржуазии — все равно необходимо воспроизводство рабочей силы. Причем стабильное и надежное, не зависящее от личных желаний женщин. Понятно, что дискурс - феминистический, либеральный — обслуживает именно класс буржуазии. Как же он отвечает на подобные запросы?
1. Вариант фантастический. Скоро люди все равно не понадобятся, так как все будут делать роботы. Вариант очень глупого либерала, не имеющего понятия о реальности. Мало того, что для обычного труда, даже на производстве, не говоря о сфере услуг, еще очень долго будут требоваться миллионы и миллиарды живых работников — так империалисты еще и к войне готовятся, а во время войны воспроизводство живой силы — вопрос стратегический.
2. Вариант реальный. От обязательного воспроизведения освобождаются женщины титульной нации, и используются женщины тех эмигрантских диаспор, где пока еще есть развитое традиционное общество. Таким образом, см. выше — феминизм освобождает некоторых женщин, перенося их общественное ярмо на других женщин, из традиционного общества, которые получают угнетение по полной программе, включая физические методы принуждения и фактически рабство в семье.
Кстати, именно поэтому либеральный дискурс включает в себя обязательную гипертолерантность к мигрантам (такую, что чуть ли не произносить это слово уже неприлично) [скорей даже к их религиям, вопреки очевидным противоречиям их требований с либерализмом, не говоря уж о социализме. Прим.публикатора], и такие извивы феминистской мысли, как
«право мусульманской женщины на выбор семейного счастья, хиджаба и многодетности».
Проще говоря, мультикультурализм.
Это логично. Капитализм может существовать только за счет использования этого ресурса — докапиталистического метода принуждения к детности, искусственного (например, религиозного) отказа от средств предохранения, выращивания детей в основном силами родителей. Для капиталистической экономической системы невозможно и непосильно перенять труд по уходу и воспитанию детей, это экономически абсурдно. [Другое дело, что демографический переход «прикончил» этот ресурс почти везде, кроме Индии и Чёрной Африки, в т.ч. в часто упоминаемых в этой связи странах ислама. Прим.публикатора]
Приток рабочей силы должен быть «автоматическим» и почти бесплатным — так же, как приток других природных средств, например, сырья. Конечно, капиталисты вынуждены и на это все больше тратиться — сады, школы, профессиональное обучение (так же как, кстати, и на добычу сырья), но эти расходы снижают прибыли, а конкуренция не дремлет. Поэтому капиталисты делают все, чтобы получить рабочую силу по минимальной цене. Например, чтобы труд по уходу за детьми был бесплатным — но при этом обязательным.
Женщин же основной, титульной нации [и вообще, «белых» — но не мигранток из постсоциалистических стран, почему молдаванки в Португалии, русские в Швеции или польки в Ирландии изо всех сил рвутся аккультурироваться, т.е. пополнить богатые нации. Прим.публикатора] можно «как бы» освободить от такой обязанности и сделать фактически равными мужчинам. Конечно, они все равно не равны: женщина может стать «почти-мужчиной» в общественном смысле, только если откажется от размножения (для мужчины отказ от размножения не нужен для полноценной жизни). Но однако женщине предлагается выбрать — ребенок или «все остальное». То есть она в этом смысле свободна. [Этот выбор был доступен и в традиционном обществе, см. албанские «мужчины поневоле» — бурнеша, и прогресса в этом немного. Прим.публикатора]
Поэтому ребенок в наше время в относительно богатых нациях превращается в своего рода приятное хобби. Вот некоторые заводят собаку, некоторые удава, а некоторые — ребенка. Ребенок — привилегия и роскошь. За заведение ребенка нужно отвечать: выполнять массу общественных требований, государство постоянно контролирует «правильность» воспитания и ухода, и в случае чего может ребенка даже и отобрать; ребенок растет «ради него самого», от него ничего нельзя требовать (кроме разве что того, что требует государство — например, посещения школы); в связи с молодежной безработицей родители обязаны содержать ребенка по закону очень долго (например, в Германии до 25 лет, а если он учится в вузе — то и еще гораздо дольше).
Все работы, выполняемые по уходу за ребенком — это хобби и удовольствие для женщины, такое развлечение (ну собственно, и для мужчины тоже). Причем люди это реально так и рассматривают. Вот она пришла с работы и счастлива, что может немного повозиться со своим малышом — искупать, накормить, уложить, постирать штанишки. Примерно, как я радуюсь, что мне нужно гулять с собакой — не всегда хочется, но ведь полезно для здоровья, да и собаку я люблю.
Разумеется, существует и другая часть буржуазии, которая поддерживает консервативные идеологии — они предпочли бы изгнать мигрантов вообще, а собственных женщин насильно вернуть в то состояние, когда они были обязаны рожать и совершать весь труд по семейному уходу. Когда это не было «свободным выбором» и хобби. Но правда, эти идеологии малоперспективны — фарш невозможно провернуть назад — и будут использованы буржуазией (например, фашизм) только в крайнем случае. [в Восточной и Южной Европе они или уже господствуют, или делаются майнстримом, не говоря уж о странах «третьего мира», причём крупнейших: Индии, Турции, Иране, Бразилии и пр. Прим.публикатора]
Таким образом, современный феминизм и либерализм никоим образом не решают основную проблему женщин — угнетение, труд по семейному уходу, они лишь перекладывают эту общественную необходимость на плечи других женщин — «просто глупых» и женщин-мигранток из традиционных культур. Ну а высокоразвитые бездетные дамы «современного общества» могут либо презирать феминизм и женское движение вообще, либо наоборот — становиться «феминистками» и строчить надрывные посты и твиты о том, что им конкретно мешает — мужчина на них посмотрел с интересом или сидит в метро некрасиво, очередь в женском туалете или «лукизм».
Правда, на бездетных, внезапно, все чаще ложится другая проблема — надо ведь еще и обеспечить уход престарелым родителям… а мужчины почему-то и это чаще всего «не могут». Но на крайняк всегда можно нанять женщин презираемой профессии, которые сделают все неприятное. И здесь тоже общественное презрение к тем, кто «моет попы», низкая оплата и угнетение — перекладываются с плеч женщин… на плечи других женщин.
Из всего сказанного можно сделать два вывода.
1. Женский вопрос в наше время абсолютно неразрывно связан с другими общественными вопросами, его уже вообще нельзя рассматривать отдельно от них: например, с вопросом миграции, и конечно, в первую очередь — с вопросом трудовых отношений и отношений собственности в целом.
2.Адекватное решение женского вопроса до сих пор было предложено только коммунистами. Оно не было доведено до конца, однако уже очень сильно продвинулось вперед; существует теоретическая ясность по поводу того, как можно решить вопрос угнетения женщин в условиях общественной собственности на средства производства.
В условиях капитализма этот вопрос не может быть решен [в т.ч. потому, что демографический переход — вещь необратимая, и по его завершению равновесное воспроизводство возможно лишь при сочетании равенства полов с тем чтобы всех учить и лечить по нормам как минимум «социального капитализма». Капитализму же требуется «демографический взрыв», без него рыночная экономика не растёт. Прим.публикатора].