Геронтократия первобытности
Известная «гипотеза бабушек» про происхождение менопаузы у людей, исходно обоснованная чисто логически Гамильтонтом, исходя из идеи родственного отбора. Она подтверждается на косатках - виде, которому, как бонобо и слонам, присуще доминирование самок и длительная связь молодых самцов с матерью; а вот на людях скорей не очень. Так, длительность жизни бабушек отрицательно коррелирует с фертильностью дочерей, по данным за 400 лет наблюдений в Коста-Рике. Даже там где он проявляется, эффект бабушки как таковой пересиливают чисто социальные факторы, вроде дальности её проживания от детей, и то что в обществах охотников-собирателей вроде пигмеев ака большую часть усилий по заботе о детях тратят не бабушки, а старшие дети (как и у шимпанзе). А бабушки у первобытных народов больше руководят, чем воспитывают детей, как и положено «старшим», или на женской половине, как русские или вепсские большухи, или всем сообществом, как у коряков.
Странное, что никто не выдвинул куда более разумное объяснение происхождения женской менопаузы — отбор на удлинение среднеожидаемой продолжительности жизни в популяции (СОПЖ) для людей исключительно важен, т.к. только у человека рост численности (т.е. жизнеспособность популяции) связан с её удлинением а не с большей размножаемостью индивидов, почему во всех первобытных обществах «старшие» доминируют, исключительно важны для социализации и т.д., И этот отбор, понятное дело, должен затрагивать оба пола, но! у женщин есть дополнительный фактор риска, очень снижающий дожитие, вероятность гибели и травмирования при частых родах высока. Почему он и «выключил» женскую репродуктивность после известного возраста, чтобы старухи вообще были в популяции в количестве сравнимом со стариками (хотя в традиционных обществах их всё равно меньше, в отличие от современности).
Происхождение патриархата
Собственно, патриархат — это власть старших, а не мужчин, т. е. и старших женщин, вначале представленных «наверху» в почти равной пропорции, но дальше по ходу общественного развития сокращающих представительство почти до нуля (повторюсь, исключая социумы вроде мосо). Их постепенное вытеснение, думаю, стало автоматическим следствием большей смертности женщин от многочисленных родов, почему старух изначально было существенно меньше, чем стариков (чтобы они вообще были, видимо, появился климакс). Дело в том, что в период классообразования, как и до этого, и сильно потом (до изобретения школы) общества были геронтократическими, власть, как и знание, концентрировались у старших, младшие их слушались и им подражали, чем воспроизводили традицию и т. д.
Такой механизм социальной трансляции конвертирует меньшую долю женщин «наверху» общественной пирамиды по естественным причинам в представление об их неполноценности (или, напротив, сугубой опасности для мужчин, вследствие «иной природы», как у папуасов), неспособности править, необходимости подчинения её мужчине и т. д. Другой важный момент, работающий в ту же сторону: несмотря на «и прилепится к жене своей» в т.н. «традиционном обществе» никакой нет «единой плоти». В т.ч. в африканских обществах «женская» и «мужская» часть хозяйства и, соответственно, доходов с заботами, настолько разделены, что личные конфликты в семье приобретают характер социальных, взаимные услуги супругов отнюдь не предполагаются априори, а происходят на возмездной основе, в т.ч. денежной. В противоположность связям «по вертикали» у каждого из двоих, которые сильны, от них не уйдёшь:
«Женщины африканской деревни не просто заняты в производстве продовольствия; внутрихозяйственный «продовольственный мини-сектор» является в значительной степени обособленным, самостоятельным образованием – как в территориальном, так и в экономическом смысле. Женщина ведет хозяйство на отдельном, выделенном ей в пользование или даже личную собственность участке. В соответствии с традиционным правом, работая на таком участке, она может реализовать излишки продукции и распоряжаться по своему усмотрению полученным доходом, а также доходами от побочных занятий – торговли, ремесла и пр.
Мужчина, в свою очередь, вовсе не обязан вносить в семью свои доходы в полном объеме.
Подобная хозяйственная самостоятельность женщин имеет своей оборотной стороной их ответственность за пропитание семейства. Более того, традиционной обязанностью женщины в Тропической Африке является не только уход за детьми и их воспитание, но и их материальное обеспечение независимо от наличия мужа – фактического или юридического. По наблюдениям африканистов, согласно традиционным неписаным правилам в их осовремененном варианте, безусловная обязанность мужчин – лишь внесение платы за обучение детей.
«Крайним проявлением центробежных тенденций внутри семьи как хозяйственного организма является своеобразная товаризация отношений между супругами, крайне непривычная для европейского взгляда и
в чем-то даже шокирующая. Ведь для нас подобная «расчетливость», взаимные финансовые претензии являются признаком нездоровья семьи, ее движения к распаду. А у тив, например, мужья расплачиваются с женами за их труд (обычно просом); они одалживают друг другу деньги под проценты; для приготовления пива жены покупают просо или сорго у своих мужей. <…>
По принципу «ты – мне, я – тебе» построены взаимоотношения супругов в районах интенсивного выращивания хлопка на севере Кот-д’Ивуара. Если жена не получает существенного, по ее мнению, вознаграждения за свой труд – в форме ли регулярных выплат или дорогого подарка после уборки урожая, или помощи трудом на «женских» полях, то она соответственно проведет меньше времени на «мужских» полях.
По словам автора обследования, «сумеет ли муж убедить жену поработать на него в “пиковые” периоды – полностью зависит от его дипломатического искусства». <…>
На почве подобных отношений возникают конфликты скорее социального, нежели психологического, межличностного толка: «В отношениях обмена трудом и ресурсами между супругами часто поддерживается хрупкое равновесие; изменения же в условиях торговли, дающие одной стороне преимущества над другой, выливаются в чувство ущемленности или в прямой конфликт» 7 . <…>». Н.П. Космарская. Незнакомая африканка (женщина в традиционных земледельческих обществах тропической Африки). См. здесь, с.71
Действительно, ещё в раннем средневековье Европы родовые связи «по вертикали» и следующие из них обязательства много сильней, чем «прилепится к жене своей» или «да убоится мужа своего», см.известную книгу Ю.Л.Бессмертного. И в этот период жёны, дочери или сёстры правителей при определённом стечении обстоятельств регулярно начинали сами править. Главное, чтобы были из хорошего рода, см. книгу Бахрие Учок о женщинах-правительницах в странах ислама; и эта традиция сохранилась до нашего времени в странах «третьего мира», где положение женщин не лучшее — см. Сиримаво Ратватте Диас Бардаранаике — первая в мире женщина-премьер, Беназир Бхутто, Индира Ганди и дочь Сукарно.
Т.е. семья — объединение исторически молодое. Современное представление о муже — «добытчике и защитнике», уходящем работать, и о женщине, остающейся дома, сложилось с капитализмом и вначале присутствовало лишь среди буржуазии и связанной с ней интеллигенции.