Продолжая тему гендерных стереотипов — у детей, при направлении на работу etc.
На зарплату взрослых женщин повлияли гендерные стереотипы из детства
«Гендерные стереотипы в ведении переговоров формируются еще в детстве: к восьми-девяти годам девочки требуют для себя меньшее вознаграждение и менее настойчивы в своих требованиях, если просят награду у мужчины, выяснили психологи из США. Поведение мальчиков не зависит от их возраста и пола переговорщика. Это детское поведение повторяет поведение взрослых при переговорах о зарплате. Статья опубликована в журнале Psychological Science.
Выполняя ту же работу, женщины нередко зарабатывают меньше мужчин.
Одна из причин такой разницы заключается в том, что женщины реже заводят разговор о заработной плате и договариваются о меньшей прибавке, чем мужчины, особенно этот эффект усиливается, если женщина должна обсуждать вопрос о заработке с мужчиной [а также — увы! — куда чаще согласны с мужским «правом первой ночи» на работу: когда её не хватает на всех, они должны здесь уступать мужчинам (или уступать лучшие рабочие места). При капитализме эта ситуация создаётся и поддерживается работодателями искусственно, чтобы снижать стоимость рабочей силы — страх безработицы заставляет демпинговать, и женщин в первую очередь. Прим.публикатора]. Однако неизвестно, возникают ли эти гендерные различия в результате профессионального опыта или закладываются еще в детстве, на этапе формирования представлений о гендерных различиях: например, к шести годам, когда девочки начинают приписывать мальчикам лидерские качества, считать их более умными и обладающими высоким статусом.
Выяснить это решили психологи из Бостонского колледжа, Софи Арнольд (Sophie Arnold) и Кэтрин Маколифф (Katherine McAuliffe). Ученые протестировали 240 детей, по 80 в трех возрастных группах: четыре-пять лет, шесть-семь и восемь-девять. Количество мальчиков и девочек в группах было равным. Дети играли в игры, но им не рассказывали, хорошо или плохо они справились. После игры мужчина или женщина предлагали каждому ребенку назвать, сколько наклеек он должен получить за прохождение игры. Если ребенок просил одну или две наклейки, то он получал их и заканчивал участвовать в эксперименте.
Запросившие более двух наклеек 154 участника продолжили эксперимент с новыми правилами: если они просили количество наклеек, которое им могли вручить, или меньшее, то получали столько, сколько запрашивали, но если просили больше — то не получали ничего. После этого дети могли совершить еще до двух попыток. Ученые интересовались, готовы ли дети, несмотря на правила, настаивать на высоком вознаграждении, и как это связано с полом и возрастом детей и с полом вручающего наклейки человека.
Оказалось, что в восемь-девять лет девочки просили все меньше наклеек у мужчины (p = 0,04) и все больше — у женщины (p = 0,01) по сравнению с более младшими девочками. А запросы мальчиков не менялись в зависимости от их возраста (p = 0,918) и пола человека, выдающего наклейки (p > 0,2). Соответственно, и настойчивость (готовность повторно просить высокое вознаграждение) девочек снижалась с возрастом и при переговорах с мужчиной (p = 0,02), но оставалась прежней при переговорах с женщиной (p = 0,13). Настойчивость мальчиков не зависела от рассматриваемых переменных (p = 0,811).
Ученые пришли к выводу, что гендерные различия в ведении переговоров о вознаграждении за деятельность появляются еще в детстве. Они отметили, что результаты детей восьми-девяти лет повторяют результаты взрослых, обнаруженные в предшествующих исследованиях. Авторы отмечают, что их исследование является пилотным в изучении этого вопроса и требует проверки на смешения, вызванные личностными особенностями взрослых участников, их поведением с детьми и социально-демографическим статусом всех участников.
Гендерные стереотипы не только изменяют экономическую жизнь женщин, но и сказываются на здоровье. Как показала другая группа ученых из США, случайные прохожие оказывают первую помощь при сердечном приступе только 39 процентам женщин по сравнению с 45 процентами мужчин. Это связано с опасениями, что нажатие на грудную клетку женщины при непрямом массаже сердца будет неверно интерпретировано.
Екатерина Рощина в N+1»
P.S.
Другие исследования показывают, что гендерные стереотипы развиваются с младенчества, причём «на пустом месте» — при отсутствии реальных различий, лишь на основании представления, что «мужское» и «женское» отлично буквально во всём.
«Ученые из Сассекского университета в Великобритании и Лионского университета во Франции показали, что мы склонны наделять чертами мужественности и женственности даже младенцев. В исследовании взрослые судили о степени выраженности гендерных качеств по тональности плача ребенка, хотя в реальности между голосовыми характеристиками мальчиков и девочек нет значимой разницы вплоть до пубертата. Статья опубликована в журнале BMC Psychology, о результатах рассказывается в пресс-релизе на сайте Сассекского университета.
Исследователи записали спонтанный плач 15 мальчиков и 13 девочек. После чего специально была изменена высота звуков, все остальные характеристики остались без изменений. В исследовании участвовали взрослые, некоторые из них имели детей, некоторые нет. Оказалось, что взрослые часто ошибочно полагают, будто младенцы с более пронзительным плачем — женского пола, а обладатели более низкой тональности — мужского. Если участники знали заранее пол ребенка, то по высоте тона плача ребенка делали выводы о степени выраженности мужественности и женственности.
«Если взрослый уже знал, что младенец, плач которого в высокой тональности, — мальчик, он описывал его как менее мужественного. И аналогично девочки с низким по тональности плачем описывались как менее женственные»,
— пояснил один из исследователей Дэвид Реби (David Reby) из Сассекского университета.
Кроме того, выяснилось, что чем выше тональность плача, тем более интенсивным кажется дискомфорт ребенка людям, слушающим этот плач. При этом интересно, что мужчины, знавшие, что плачет мальчик, чаще преувеличивали его дискомфорт.
«Исследование показывает, что мы склонны ошибочно приписывать то, что мы знаем о взрослых, детям: мужчины имеют более низкие голоса, чем женщины. Тогда как на самом деле тон голоса детей не отличаются между полами вплоть до периода полового созревания»,
— объяснил еще один автор исследования Николя Матевон (Nicolas Mathevon)».
Источник Научная Россия
Поэтому женщинам, выросшим в этой (опасной для них, ибо сформирована стереотипами) социальной среде, так важны профсоюзы. Данные по тем же Штатам показывают, что членство в профсоюзе увеличивает зарплату более, чем компоненты, связанные с личным вкладом (образование, место проживания, сфера деятельности) и принадлежностью (возраст, раса). Ещё лучше была бы массовая коммунистическая (или хотя бы рабочая) партия, не говоря уж о соцстранах — там женщин учили не тушеваться что при отстаивании своего мнения в кругу коллег, что в руководстве трудовым коллективом. Но чего нет, того нет: поэтому американки приходят на работу более образованными, чем мужчины на тех же позициях, а получают меньше и продвигаются хуже (не говоря о дискриминации в связи с родительством).