Резюме. Обсуждается, почему французские католики смогли продавить протестантскую пропаганду, а нидерландские нет, притом что в обоих странах её носители были умнее и образованней. Эти уроки прошлого весьма поучительны для нынешних коммунистов, со времён катастройки и посейчас ведущих себя как нидерландские католики — а надо бы как французские! тем более что наука, знание прошлого и современная ситуация — на их стороне.
Гугеноты там и сям
Католики Нидерландов ведут себя пассивно, кальвинисты — активно. Но так ли это?
Исторически это объясняли так: мол, в торговых городах все понимали, что любой бунт — это страшный удар по кошельку. Поэтому никто не хотел бросаться камнями в стеклянном доме. Ещё вспоминали наследие Эразма Роттердамского — мол, умеренность, гуманизм и реформы церкви, этим, мол, было пронизано всё городское общество региона.
Ну и как тогда объяснить военизированность кальвинистов? Им-то всё это не помешало громить храмы и кладбища, нападать на католических клириков. Опять же, Нидерланды лидировали по числу уничтоженных еретиков в 1520-1540-х годах. Как-то, знаете ли, не сработали гуманизм и меркантильные соображения.
А может голландское общество было не особо религиозным? В 1620-х годах обряд Евхаристии в храмах Голландии проходило едва ли половина взрослого населения страны. Но в середине XVI века Евхаристия была не менее значима, чем в той же Франции. Динамикой численности прихожан сложно объяснить пассивность католиков.
Наконец, можно вспомнить, что общество Нидерландов XVI века — исключительно литературоцентричное. Значимость текста, рационального знания, аргументов и эффектной, а также эффективной дискуссии — была очень высокой. Вот это и было реальным наследием Эразма.
Кальвинисты и католики в равной степени обращались к Библии и церковным текстам. Обе конфессиональные фракции оставили после себя огромное эпистолярное наследие, включая дневники и хроники, описывающие события 16-17 веков. И вот если ориентироваться на тексты нидерландских католиков, картина вырисовывается достаточно интересной.
Во-первых, католики на дух не принимают погромы своих храмов. Современник Антверпенского погрома 1566 года Ван Хехт писал о потрясении, которое он оказал на местное католическое большинство. Люди шли в церкви, убирались там, жертвовали большие суммы на починку убранства и формировали отряды милиции для их охраны. В Ипре католики массово валят на проповеди епископа Рийховена, который обличает протестантских погромщиков. В Амстердаме католики в декабре 1566 года нанимали клакеров, чтобы затроллить кальвинистские службы.
Во-вторых, был регион, где католики устроили вооруженное сопротивление кальвинистам — это Валлония. В августе 1566 года в городе Лилле были столкновения между конфессиональными фракциями. Были разрушены дома наиболее активных протестантов. В городе Хоорне местные католики отбивались от кальвинистских иконокластов с помощью камней. По донесению бейлифа аббатства Мерсьен, местные католики вооружились и были готовы оказать ему помощь в защите церковной собственности от иконокластов.
В-третьих, местные дворяне останавливали любые попытки католических бунтов. В католическом Генте в 1566 году аристократическая верхушка отказала местным католикам подавить вооруженным путем собрания протестантов. И так было практически везде: магистрат, дворяне, аристократы — католики или кальвинисты — не горели желанием подавлять беспорядки кальвинистов.
Подытожим: при всей пассивности католиков в Нидерландах, они не наблюдают безучастно за тем, как громят их храмы. Более того, там есть Валлония, где они перехватывают инициативу у кальвинистов. Но всё равно, это не идёт ни в какое сравнение с тем, что было во Франции — массовые убийства кальвинистов, десятки тысяч человек в католической милиции и гражданские войны с выпиливанием всех несогласных с истинной верой — католицизмом.
Но это всё касалось мирян, давайте теперь посмотрим на католический клир во Франции и Нидерландах. Французские клирики были очень воинственны. Многочисленные братства по борьбе с ересью организовывались кюре на местах. В Тулузе, например, это привело к тому, что местные ордена стали конкурировать друг с другом, у кого организация по борьбе с подрывным элементом круче. Именно кюре возглавляли, натравливали и зажигали погромные толпы католиков — священники на местах стали офицерами массовой католической милиции. И делали они свою работу очень хорошо.
Католический клир вел активную и безжалостную антипротестантскую и прокатолическую пропаганду, начиная с 1550-х годов. В ход шло всё: гугенотов обвиняли в содомии, инцестах, ритуальных убийствах и шатании скреп родной Франции. Печатный станок работал как проклятый, сотни католических памфлетов наводнили Францию.
И что важно — эти памфлеты писались на французском языке. Чтобы любой, мало-мальски образованный человек прочел их, уяснил и побежал громить гнусное кальвинистское зверье. Во всем этом гугенотская пропаганда просто утонула.
А вот в Нидерландах местные клирики оказались не на высоте положения.
Во-первых, большинство памфлетов печаталось на латыни. Ну, чтобы продемонстрировать всем, что они тут non penis canina и всё такое.
Во-вторых, памфлетов выпускалось мало и чаще всего по каким-то отвлеченным темам: ведовство, разъяснения на тему еретических заблуждений Лютера — хотя для региона были актуальны кальвинисты, узкие теологические вопросы.
В-третьих, памфлеты были написаны настолько тяжеловесным и малопонятным языком, что даже если образованный мирянин его читал, он мало что мог дать ему для спора с соседями, родственниками или сослуживцами.
Памфлет 1561 года Dat Vyants Net («Ловушки Врага») был про ведовство и половой трах с Дьяволом. Последний был «Врагом», а не Кальвин. Инквизитор Фландрии Франс Тительманс издал в 1539 году сочинение De schat des kersten gheloofs («Сокровище христианской веры»). Если католики надеялись, что уж этот служитель культа пояснит за политику партии в регионе, то жестоко ошиблись. Инквизитор не стал описывать, что такое ересь, он писал, что такое «правильное христианство», что дало почву для многочисленных интерпретаций.
Францисканец Корнелиус Адрианц в 1550-х годах издал памфлет, в котором говорил о необходимости почитания святых. Чего кальвинисты несколько сторонились. И при этом, он так и не сказал четко — за кого он, за католиков или протестантов. Что было очень важно во времена, когда католики обращались в кальвинизм. Без этого указания произведение теряло большую долю убедительности, так как было непонятно — кому оно адресовано.
Вплоть до 1566 года, когда начались погромы католических храмов, нидерландские пропагандисты писали свои произведения только на латыни. Дело дошло до того, что большинство полемических антипротестантских памфлетов были французскими!
Уже в 1540-х годах известная и очень популярная голландская поэтесса Анна Бийнс из Антверпена с горечью причитала:
«Я поражена тем, что сегодня так много ученых мужей, которые почти ничего не делают, чтобы противостоять высокомерному учению Лютера … и как бы я ни старалась, один человек не может отдуваться за всех… Вы [священники] были назначены сторожем, позвольте своей трубе звучать, видя врагов, окружающих народ Божий. У меня есть воля, но я не могу этого сделать.»
В общем-то, католики сами всё прекрасно понимали. Их хронисты отмечали в своих записях, что у протестантов было по 10-20 лет, чтобы подготовиться к идеологической борьбе, а они — сидели на попе ровно. У кальвинистов печатный станок работал как заведенный, а у католиков — только на удовлетворение спроса высоколобой публики, а миряне оставались в стороне.
Так что, когда в 1566 году в Генте несколько католических пасторов начали, впервые для Нидерландов, вести проповеди, направленные на подрыв идеологической гегемонии кальвинистов, паства толпами повалила на их выступления.
❗️ Но от родовых пятен местного католицизма избавиться было сложно. Дело в том, что большинство клириков сильно сомневалось в необходимости обучать мирян зачаткам теологии и антиеретической аргументации. Нет, вы не понимаете — они же не теологи, наверняка что-нибудь напутают и сами впадут в тенета греха! Короче, чем меньше мирянин может пояснить за Библию и вероучение Церкви, тем лучше для его души. Пропаганду и агитацию должны вести особые люди, отобранные внутри церковной иерархии и безо всякой там низовой самодеятельности. Как вы понимаете, это лишало католиков их преимуществ — они были большинством в регионе, у них была массовая поддержка, деньги, тысячи образованных людей, которые могли стать солдатами идеологической войны на религиозном фронте.
Такой чисто оборонительный подход прекрасно иллюстрирует перевод в 1551 году на голландский французского католического памфлета La Bouclier de la Foy («Щит Веры») Николаса Гренье. По сюжету, католик и еретик ведут долгие разговоры за жизнь и веру во время путешествия. Еретик, ясное дело, в какой-то момент понимает, что свернул куда-то не туда и возвращается в лоно истинной веры. Так вот, переводчик сочинения, монах Клаес Зегерс из Брюгге, предупреждал читателя во вступлении, что он ни в коем случае не должен воспринять текст как руководство к действию. Не надо самодеятельности и самому вести разъяснительную работу среди кальвинистов, священники лучше знают, что надо делать и где.
Так нидерландский клир, в отличие от французского, целенаправленно убивал любую низовую инициативу.
А в 1550 году подъехал имперский эдикт, по которому запрещалось любое — частное или публичное — обсуждение священных текстов. И теперь уже даже католические священники сели на измену — будешь тут обсуждать еретические идеи, обязательно затронешь Библию и нарушишь указ. А дальше может случиться всякое. Например, при герцоге Альбе, ряд католических священников оказались под судом из-за слишком активной пропагандистской работы и объяснений, что является ересью, а что нет.
Надо сказать, указ шел в русле обычной имперской политики. В 1520-х годах нищенствующим орденам в Нидерландах было запрещено поминать имя Лютера. Заодно запретили распространения популярного антилютеранского памфлета. Причина: а вдруг люди заинтересуются и перейдут в лютеранство!? Короче, вначале лошадка, а после фашизм.
Большинство католического клира Нидерландов была свято уверена, что протестантизм и ереси — это проблема церкви, а не мирян. Всё начало меняться после погромов в 1566 году. Но даже в 1568 году францисканский провинциал Питер Регис не считал нужным объяснять мирян таинство Евхаристии — мол, нечего им знать это. Хотя кальвинистские оппоненты из кожи вон лезли, поясняя не только за это, но и за иконы, культы святых и т.п.
Иногда получался сущий анекдот. Когда нидерландские клирики думали, стоит ли переводить памфлет католического пропагандиста Вилема Линдануса с латыни на голландский, во Франции его уже успели перевести на французский и издать пару раз.
Вот так вот, уже на самом старте конфессионального противостояния католический лагерь сумел проиграть идеологическую борьбу. Он не подготовил массы агитаторов, не приспособил пропаганду для нужд католических масс, замкнулся внутри узкой верхушки теологов и всяческих боялся отойти от догм, чтобы не попасть под обвинения в ереси.
Во Франции всё иначе…
Инвалид-колясочник, запойный алкоголик Петр и слесарь 6 разряда Василий неотразимо ебошат аргументами Илона Маска, доказывая ему какое он говно, нищеброд и тупорылое ЧМО. Нет, это не издевка над противниками Teslaman. Это перифраз знаменитого поэтического памфлета Артуса Дезире «Les disputes de Guillot le porcher et de la Bergère de S. Denis en France contre Jehan Calvin prédicant de Genesve», выпущенного в 1559 году в Париже. Там пастушка и свинопас уделывают своими аргументами в фаршмак не кого-нибудь, а Жана Кальвина (!!!)
И знаете, это — идеологическое доминирование, готовность работать в низких жанрах, разнообразие аргументов и тем — было одним из факторов, который позволил французским католикам задоминировать гугенотов. Так что, да, нам часто не хватает таких вот свинопасов и докторов-канонников Дезире.
ТГ Specwizard 20.10.2021
Эти уроки прошлого весьма поучительны для нынешних коммунистов, со времён катастройки и посейчас ведущих себя как нидерландские католики — а надо бы как французские!