Резюме. Обсуждаются 7 тезисов, почему в РФи окрест демократия невозможна, какие «свободные выборы» ни проведи, а в развитых странах Запада она не работает даже для своих выгодополучателей, буржуазных классов. Основных проблем три: 1) Демократия основывается на доверии в обществе, а оно ликвидируется ростом социального неравенства, естественным для капитализма, 2) СМИ, формирующие общественное мнение, принадлежат меньшинству, богатым и сверхбогатым, чьи интересы не соответствуют, а часто противоположны таковым трудящегося большинства. Поэтому они выражают не общественные, а частные интересы.
3) выборы и политическая конкуренция, построенные по образцу коммерческой рекламы, со второй половины ХХ в. привели к тому что политикам всех сторон спектра стало выгоднее манипулировать избирателями, играя на эмоциях, нежели честно убеждать в выгодности своей программы развития страны. И наоборот, интенсивность воздействия на каждого избирателя уже давно превосходит его способность критического суждения, он в среднем подчиняется давлению, а не выбирает самостоятельно. Третье останется и в бесклассовом социалистическом обществе, почему необходимо вернуться к избранию по жребию вместо конкурентных выборов.
1. Демократия основана на взаимном доверии в обществе, о чём есть неплохая (пусть предельно идеологическая) книга Фрэнсиса Фукуямы. Доверие же обратно пропорционально уровню социального неравенства; в РФ он экстремально высок, и демократия уже 30 лет как не имеет никаких перспектив.
2. Даже больше: демократия возможна лишь между равными, при отсутствии антропологических различий между управляющими и управляемыми. В СССР, где их не было, демократии было намного больше, чем в капстранах «первого» или «третьего» мира. СССР соответствовал максиме из Гесстисбергской речи Авраама Линкольна «власть народа, волей народа, и для народа» (лучше всего выразившей смысл демократии), страны капитализма, где правят «элиты», отличающиеся от людей морфологически и психологически (в худшую сторону) — нет.
Поэтому США так хотели считать себя бесклассовым обществом в 1960-80е, когда шло противостояние с СССР и странами социализма, а сейчас, когда всем стало ясен крах «американской мечты» и непроницаемость межклассовых перегородок, так озабочены проблемой социального неравенства (оно постоянная бомба под свободу и демократию, поэтому нужно хоть чуть-чуть сократить). И наоборот: не зря ненавидевший нашу страну поэт Бродский писал «Там тот, кто впереди, похож на тех, кто сзади». Он почитал это недостатком (тот ещё был социальный расист, да и расист просто). на деле это достоинство. Поэтому два доминирующих желания россиян о нашем общественном устройстве — восстановление советской системы, c плановой экономикой и «демократия как на Западе» — отражают на деле одно и то же желание, социального равенства. Об этом сейчас пишут даже гг. охранители и черносотенцы, славящие великого Путина (вариант — величие России) и рассказывающие, что всё действительное разумно. Даже они вынуждены сквозь зубы признать, что богатым и сверхбогатым надо делиться с народом, а не охранять исключительное неравенство, как сейчас. Что без перераспределения доходов в разы невозможно восстановление экономики, а тем более наукоёмкое — инновационное развитие России, писал известный экономист Гирш Ицкович Ханин ещё в начале 2000-х.
Просто за 30 лет промывки мозгов разного рода коммерсантами, эхомосквы, МК, медузами или каналом Ло//дь у желающих перемен таки сформировали иллюзию, что в «цивилизованных странах» демократия как-то работает. Нет, увы, избиратели там не могут ничего поменять (по известному анекдоту немецких экологов: сколько нужно избирателей, чтобы поменять лампочку?). Поэтому тамошние свободные выборы без кавычек — деньги выброшенные на ветер в смысле общественной пользы, лишь кормушка для разного рода политтехнологов, рекламистов и других паразитов, ещё и засирающих общественное сознание разного рода мифами, сплавленными с прямой ложью. Иначе не выиграть выборы, и это касается всех, даже вроде бы «несистемных» участников, вроде коммунистов, экологов, феминисток и пр.: без манипуляций, играющих на страхах, надеждах и верованиях публики, голоса не собрать, а это всегда разрушает рациональность и научность программ, с которыми соответствующие силы участвуют в политике.
Поэтому слоганы, образы, риторические фигуры и другие мемы, созданные политконсультантами и рекламщиками «развитых демократий», вроде США, идут на ура, помогают выигрывать выборы и в авторитарной России или других странах СНГ.
В последние 10 лет стало отчётливо ясно, что западная демократия не работает даже для своих выгодополучателей — буржуазных слоёв (маскирующихся под всех людей эвфемизмами вроде «средний класс» и «гражданское общество»). Для трудящегося большинства «настоящая демократия» не работала никогда, только против него, поскольку они хотят невозможного при капитализме: чтобы не было безработицы, дороговизны, деградации социалки и окружающей среды, оставшихся нам от СССР, потом — социальной справедливости, т.е. общества большего социального равенства и с меньшей властью денег (см. ответ на вопрос, каких перемен хочет активная часть россиян, январь 2020 г.).
Поэтому, там, в Европах, социологи фиксируют кризис доверия к «демократии», крупнейший в англосаксонских странах и ФРГ. А демократия без кавычек — которая власть народа, а не демократов (или преемников, или элит) реализуема лишь в бесклассовом обществе, и рост социального равенства здесь несравненно важнее, чем «свободная пресса» и «честные выборы».
3. Демократия требует выслушать чужое мнение, и советоваться с другими, т.е. предполагает товарищество обсуждения, даже если споры остры, а различия непримиримы, и коллегиальность решений. Противоположность этому — хозяйский стиль мышления, «у дела должен быть один хозяин, он решает, всем распоряжается, а прочие — исполнители». В советское время преобладало первое: на всех уровнях, от предприятия до правительства решения были коллегиальны, т.н. тройкой — партком, местком и профком, невыбор директора в партбюро стоил ему места и т.д.
В недоброй памяти перестройку нам стали рассказывать, что так нельзя, это совок, у дела должен быть один хозяин, такой своего рода фюрер-принцип, естественный для капитализма, где всякое дело организуется на манер частного предприятия и политика не исключение. В связи с гибелью СССР это мнение возобладало, наложив каинову печать на историю всех без исключения партий, организаций и движений, участвующих в политике.
Как верно пишет Василий Савельевич Филимонов:
«…у нас с 1990 года демократия, есть множество политических партий, властных органов и других сообществ, куда граждане объединяются по сходству взглядов и целей, и, объединившись, избирают себе руководство — КПРФ, Яблоко, Союз правых сил, и прочие партии и партийки. Казалось бы, именно эти политические объединения, невозможные в «недемократическом СССР» должны стать школой и образцом демократии, самоорганизации граждан, коллективного руководства, общественного самоуправления и прочих хороших вещей, делающих из подданных граждан — как это делали рабочие и крестьянские Советы в революцию 1905 года и позже, года до 1933-го.
Но что мы видим во всех этих объединениях? самоизреживание лидеров, прямо противоположное сути демократии. Независимо от конкретного движения — либералы ли это, комми, КПРФовские державники, и тем более либерал-демократы, в самом начале выделяется один лидер — Зюганов ли, Явлинский, Жириновский и пр. Он изживает всех тех, кто как-то может стать с ним вровень, или кто может развивать какие-то другие идеи, и остаётся один вместе с исполнителями. В то же время идея политической демократии и вообще демократических объединений граждан иная и даже противоположная — отчётность и выборность руководства должна бы раскрыть новые таланты в дополнение к уже существующим лидерам, а тут она их изживает и гасит.
То же мы видим не только в партиях, но и в других объединениях, созданных в рамках представительной демократии — в парламентах, которые давно уже место торга, а не дискуссий, в так называемых неправительственных организациях (давно уже не общественных), по способу существования ничем не отличающихся от бизнес-контор, с присущим им единоначалием руководства и бесправием подчинённых, жульническим отстаиванием групповых интересов вместо прокламируемого общего блага и пр.
Почему же так получается, хотя вроде бы все формальности демократической процедуры соблюдены, и народ ведь не в кандалах, всегда вроде бы может сорганизоваться и ими воспользоваться, если руководители делают что-то не так? Мне кажется, причина всего описанного — в том что мы все ещё не вполне отошли от морока перестройки.
Тогда, в 1989-1991 годах нам внушали, что коллективизм неэффективен и глуп, что у всякого дела должен быть только один хозяин, он же собственник предприятия, что Советы это не школа демократии, а фикция, что товарищество — советская выдумка, а главное для человека яркого и талантливого — проявить себя, подчинив себе других и сделав их орудиями реализации собственных замыслов. Скажем, подчёркивали, что режиссёр не должен советоваться с труппой, а должен быть диктатором, тоже в управлении заводом и фабрикой и пр.
Эта пропаганда была вполне усвоена: по моим наблюдениям, у 80-90% сограждан (многие из которых к капитализму относятся отрицательно) есть подспудное убеждение, что власть руководства и власть денег — это реальность, с которой надо считаться, а власть идей и мнения товарищей — нечто эфемерное, чему нужно следовать постольку-поскольку. Для русского освободительного движения начала века, от кадетов до большевиков, такие взгляды были совершенно невозможны, а сейчас они безусловно, доминируют в обществе.
То есть в годы перестроечной мерзости слишком многих удалось довести до уровня «эгоистических индивидов», признающих лишь кнут и пряник как средство организации; в этих условиях не помогут ни демократические процедуры, ни коммунистические идеалы, пока эта атомарность не будет преодолена солидарностью и коллективизмом.
Если не очнуться от морока 1989-1991 годов, не выкорчевать воспринятые тогда стереотипы (как русские интеллигенты в начале века по капле выдавливали раба…), коммунизм-социализм будут просто невозможны, а демократия и капитализм будут работать на разграбление и вымирание, а не на развитие».
Окончательное торжество этого фюрер-принципа демонстрируют наши радетели «свободы» и «европейскости». Культ личности Навального с его «не рефлексировать, а распространять» в этой среде тотален, им можно лишь восхищаться, не говоря уже про обсуждать или поставить с кого-нибудь рядом. Даже клевещут, что поддерживавшая его до последних лет апэшечка имела в ввиду именно вырастить «крысиного царя», вытоптавшего возможность появления новых лидеров либеральной оппозиции не хуже, чем Путин — талантливых охранителей, и лучше чем Зюга в КПРФ, Явлинский в Яблоке etc.
Неслучайно его организация, де факто представляющая собой движение или партию, де юре организована как коммерческая организация, с присущим им единоначалием. И депутаты с общественными деятелями от «оппозиции», что пишут челобитные с просьбой коррекции рекомендаций т.н. «Умного голосования», ещё меньше пригодны для демократии, чем приснопамятные «бюджетники», действующие по приказу начальства, ибо показывают рабское сознание, взращенное добровольно — в противоположность вынужденным поступкам вторых.
5. Свободные люди живут своим умом, не заёмным, почему любят или дружат лично, не по совету старших или нанятых ими шадхенов. Это верно и в общественной жизни — демократия состоится лишь в случае личного выбора, чужой совет, которому доверяют некритически, здесь будет опасней административного давления, ибо убивает — гражданское чувство у каждого. Вполне состоявшиеся единомыслие и культ личности в «оппозиционной среде» ясно показывают нам, что ещё есть куда падать — ни того ни другого власть до сих пор установить не смогла. Коллега Филимонов не зря писал ещё в 2012 году, когда всё начиналось, чем белоленточные либералы хуже путинской хунты:
«по строго либеральному критерию — они проиграли во внутривидовой конкуренции, которая, как известно, среди представителей господствующего класса отбирает носителей наиболее эффективных — менее грубых, менее оскорбительных, более льстящих и пр. техник управления демосом.
Поэтому выборы в КС [координационный совет оппозиции, давно и прочно забытый] внезапно оказываются сильно менее честными, чем те, которые дирижирует Чуров, там присутствует имущественный ценз (и либералы в КС вслед за людоедицей Латыниной хотя его распространить на выборы вообще). Да и после всех скандалов с избранием деятели КС не стесняются шокировать даже своих хорошо узнаваемым людоедством, а сам КС, который как бы правительство оппозиции, совершает шаги, вызывающие недоумение и раздрай опять же среди своих.
В то время как теневое правительство должно быть (ну или выглядеть) дельнее и компетентнее официального, и не плевать потенциальному избирателю в лицо, а пудрить мозги путём националистических или ещё каких мифов. При такой разнице в качества выбор, какой группе жуликов и воров доверить управление, вполне очевиден и для белоленточных неблагоприятен. Как со стороны родимой буржуазии, так со стороны иностранных инвесторов, всё чётче ориентирующихся на путиных-назарбаевых-алиевых и ко.
Мнение же населения пока, увы, не имеет значения — и в этом вина красных, почти полностью растворившихся в невнятном «левом движении», неспособном предложить привлекательную альтернативу в виде иного общественного устройства, а не латания дыр нынешнего. И это в условиях, когда 32% населения приняли бы участие в гражданской войне на стороне красных, 8% — белых, прочие — не определились»:
6. Большинство российского общества — сторонники советской системы и плановой экономики, см. опросные ссылки выше — никак не представлены в российской политике. Нет партий, движений, организаций, которые хотя бы провозгласили достижение этих целей и делали шаги к их реализации (тогда, глядишь, б и отобрались годные для того политики вместо Зюганова и идущей от КПРФ молодой поросли, бизнесменов с одной стороны, замаскированных либералов с другой). Кто бы ни выиграл выборы, мы, советские люди и, шире, желающие социального равенства и защищённости (от половины общества до двух третей) — остаёмся такими же исключёнными из него, как чернокожие США в годы возрождения Ку-Клукс-Клана, при сравнимой сравнимой интенсивностью диффамации и дискриминации нас стороны тех подлецов и/или идиотов, которые пока что (увы!) хозяева дискурса.
Источник подобной травли меньшинством большинства — не только власть, но и либеральная оппозиция, естественным образом оказывающиеся нам врагами, а между собой —- союзниками по отношению к нам. Неслучайно власть (под прикрытием «патриотической» трескотни охранителей) непрестанно реализует не только программу «реформ», что хотели бы реализовать либералы, только помедленней, но тихой сапой ведёт декоммунизацию в культурной сфере. Когда между «властью» и «оппозицией» нет разницы, а «коммунисты» недееспособны, голосовать очевидным образом не за кого — нет политического субъекта, готового хотя бы выразить надежды и предпочтения большинства, не говоря про осуществить.
7. Момент технический, но важный: выборы и политическая конкуренция, построенные по образцу коммерческой рекламы, со второй половины ХХ в. привели к тому что политикам всех сторон спектра стало выгоднее манипулировать избирателями, играя на эмоциях, нежели честно убеждать в выгодности своей программы развития страны. И наоборот, интенсивность воздействия на каждого избирателя уже давно превосходит его способность критического суждения, он в среднем подчиняется давлению, а не выбирает самостоятельно.
Собственно, «новое средневековье» и состоит в том, что в мире сверхразвитой науки и техники некритичность «среднего человека» к массовым мнениям и идеологическим штампам, нежелание самостоятельных поисков истины, выработки научного мировоззрения и пр. поднялась до уровня средневековья, когда этот самый человек был невежественнен, болезнен и слаб во взаимодействиях с другими людьми и природой (а сейчас силён). При этом слишком многие будут двигателями НТП, скептичными и критическими мыслителями в своей узкопрофессиональной сфере, и «средними человеками» во всём остальном, а тем паче в общегражданских вопросах.
Поэтому, когда мы — в будущем социалистическом обществе — восстановим демократию «на повышенном основании» — отбор выборных лиц будет производиться по жребию, как в начале истории этой политсистемы. А чтобы российское желание демократии было воплощено, а не обмануло людей, как на Украине, в Сербии, Грузии, других странах, разрушенных «цветными революциями» или вследствие них вернувшихся к диктатуре, надо начинать с красной политики: борьбы за социальное равенство, рекоммунизацию и дорогой, защищённый труд (предполагающий сбережение народа). Тогда (и только тогда!) приложится демократия, вместе с реиндустриализацией и наукоёмкой экономикой.
19 сентября 2021 г., источник