
Амстердамская лысуха на гнезде, видно обилие мусора в постройке. Источник Biotope City, фото Semira Bekiroviç
Как многие другие птицы, городские лысухи Fulica atra используют разный антропогенный мусор, в том числе пластиковые изделия, упаковки и пр., в строительстве гнезда. В природе оно строится из быстро разлагающейся растительности, в городах может сохраняться годами, тем более что «ядро» птиц городских поселений отличается сильно повышенной филопатрией. Ежегодно они возвращаются к прошлым гнездам, над- и перестраивают их, добавляют новый гнездовой материал, в том числе предметы из пластика.
Ауке-Флориан Химстра c соавт. (2025) так датирует гнезда лысух, успешно освоивших Амстердам. Почему именно их? Лысуха была одной из первых птиц, у которых в городской популяции (Лейдена) все гнезда содержали пластик. Обилие антропогенного мусора в гнездах делает их устойчивей к разложению, сильней побуждает птиц ежегодно к ним возвращаться и подновлять, и так усиленное в городской популяции.
Гнезда собрали в центре Амстердама, в ноябре 2021 г., и разобрали на составляющие, фиксируя даты на включаемых в них кусках упаковки.
Прежде чем взять в лабораторию, исследователи проверили, нет ли там зимующих обыкновенных тритонов, чтобы не лишить их укрытия. Разбор облегчался тем, что гнездовой материал состоял или из «веточек» или из «макропластика» — почти целых кусков упаковки. Занятость птицами гнезд в разные годы (особенно двух с самой богатой стратиграфией) отслеживали с помощью архивных изображений Google Street View.
Судя по датам на кусках упаковки, большинству гнезд было не старше трех лет; одному, найденному под причалом для туристических лодок Oude Turfmarkt на канале Rokin, аж 30! Его построили на вершине заброшенной фундаментной сваи, чутьподнимающейся над уровнем воды (рис.1). Металлическая оболочка была длинней самой сваи, образуя углубление около 20 см, где много лет и откладывался гнездовой материал. Оно было многослойным, своего рода капсула времени, содержало 633 куска пластика, 206 от продуктов, 5% из них (32) с датами. Во внешнем слое лежали 15 масок, маркирующих годы ковида, в самом внутреннем — упаковка шоколадных батончиков, рекламирующих чемпионат мира по футболу 1994 г. Именно в эти годы (1991-94 гг.) лысухи освоили центр Амстердама, т. е. имеющиеся там остатки помёта оставлены первыми колонистами, родоначальниками специализированной популяции. В общем, гнездо было старше исследователя.
Рисунок 1. Самое долгоживущее гнездо в Рокине. A. Естественное расположение гнезда лысухи в Рокине, Амстердам. B. Две забитые сваи фундамента, справа — полая оболочка того из них, где построили гнездо. C. Пара лысухи, архитекторов гнезда, перед причалом Ауде Турфмаркт. D. Куски пластика из гнезда, отложившиеся в разные годы. Металлическая труба, в которую помещалось гнездо, обеспечила послойность отложений пластика, облегчив датировку.
Второе многолетнее гнездо лысух было на канале Onbekendegracht, с 40 кусками пластика, поддающимися датировке, 22 из них 2019 г. Однако снаружи в него вделаны медицинские маски, что произошло в годы пандемии, в 2019 г. еще не начавшейся (рис.2). Временная шкала рис.2 показывает распределение датируемых предметов по годам, в которые вероятно успешное размножение. Это гнездо видно на Google Street View, в 2021 г. птицы его надстраивали. Также выявлены 13 гнезд, пластик в которых показывает повторность использования. В самом старом гнезде из Рокина их было около 10. В 2021 г. находили также гнезда лысух, для которых повторность использования не докажешь: все предметы относятся к этому году и позже.
Рисунок 2. Второе многолетнее гнездо лысухи: куски пластика с датировкой, отложившиеся в разные годы.
Самые первые особи, освоившие центр города, уже обладали повышенной пластичностью в выборе места гнездования и способов гнездостроения. Иначе они не могли бы гнездиться здесь: в отсутствие тростниковых зарослей выбор подобных причалов и использование антропогенных материалов обязательны. [Всё больше накапливается данных], что подобные колонисты — неслучайная выборка из региональной популяции вида и даже из птиц, освоивших природные территории на окраинах. Они направленно выбраны из этого множества механизмом сортировки особей по фенотипу [подробно описанному в главах 2.3-2.4 нашей книги про урбанизацию], и сразу осваивают подходящие им нетипичные местообитания, без «слепого рыска» в их поисках. Наиболее подходящий направитель, векторизующий освоение города — рост гемеробности ландшафта вдоль «городского градиента», непосредственно видимый с птичьего полёта.
Лысухи живут 5-10 лет, так что сооружения использовали 3 поколения птиц [может, 2: городские популяции всех видов живут дольше]. Около половины голландских лысух оседлы: круглогодичная жизнь в городе ведёт к более раннему размножению и способствует занятию прежних гнезд. Привязанность к постоянным гнездам также усилена удалением многих гнезд людьми, если лысухи их строят так, что людям помеха, скажем на лодках. Хотя удаление запрещено законом об охране природы, за гнездовой сезон 2022 г. удалили 43 из 112 гнезд, построенных в Амстердаме (38,4%). Гнездование в подобных местах для птиц — экологическая ловушка (англ. ecological trap), увеличивающая ценность мест противоположного рода, без риска удаления (их можно назвать «экологическими магнитами», ecological magnets) .
Они порождают «культурный слой» из гуано, или поедей, или остатков гнезда, отложившиеся в разные годы, и их можно датировать разными методами. Гренландские кречеты (Falco rusticolus) так откладывают слои гуано, достигающие 1,5 м (Burnham et al., 2009). По данным радиоуглеродного анализа, некоторым из гнезд 2740-2360 лет. Так датируют сходно возникшие органические отложения разной природы: выброшенных погадок, торфа, костей и перьев (Emslie et al., 2007; Gaston & Donaldson, 1995; Hiller et al., 1988). Отложения пластика могут стать удобным и дешёвым способом датировки возраста гнезд и других построек животных, включивших в них пластик, новым способом для городского эколога реконструировать историю данного места гнездования — что и когда произошло в городских кварталах вокруг.
Подобные наслоения искусственных материалов отражают историю не только отдельных гнёзд, но и вообще антропоцена. Их изучение вслед за Zalasiewicz et al. (2014, 2016) удобно назвать техностратиграфией, а отложившийся материал ихнофоссилиями (Barnosky, 2013). Эти будущие окаменелости «произведены» техносферой (Haff, 2013): если в биосфере на каждый отход (навоз, плодовые тела грибов, трупы животных и пр.) существуют специализированные потребителир — редуценты, то в техносфере их жутчайшая нехватка. Скажем, из когда-либо произведённого пластика переработано лишь 9% (Geyer et al., 2017). Темпы выпуска искусственных материалов, образующих технофоссилии, устойчиво опережают темпы роста населения (Заласевич и др., 2014, 2016).
Эта новация дает городским лысухам как выгоды, так и риски. С одной стороны, экономия времени на строительстве гнезда «с нуля»: если это затратно, все птицы стараются сэкономить. С другой, повторное использование старых гнезд увеличивает риск нападения паразитов на птенцов (скажем, красных клещей), что хорошо известно для дуплогнездников; в пластике птенцы могут запутаться и погибнуть. Наконец, само по себе многолетнее постоянство мест гнездования в городе может быть признаком острой нехватки подходящих участков. [С другой стороны, если городские популяции многочисленнее природных, то и ладно?].
Использовать пластиковый мусор для гнездостроения — почти единственная возможность освоить каналы и пр. водоёмы внутреннего города Амстердама, природных материалов там почти нет. Из 23 видов водоплавающих птиц это сделали только 2 самых пластичных: кроме лысухи, ещё большая поганка Podiceps cristatus.
Технофоссилии могут характеризовать осадочные отложения, в которых находятся. Так, одноразовые упаковки продуктов, документируют питание (это его «следы», pascerichnia), точно указывая крайний срок употребления. В связи с глобализацией остатки продуктов вроде McDonalds создают множество технофоссилий, маркирующих отложения «культурного слоя». McDonalds — одна из главных фирм-загрязнителей (Ahmed, 2023), почти половина мусора, найденного в гнезде Рокин, происходит оттуда.
Одноразовые медицинские маски часто находят в гнёздах птиц; они датируют их годами пандемии COVID-19 (Weber & Lechthaler, 2021). В гнезде Рокин было 14 целых масок и 4 резинки ещё от одной. Исходя лишь из сроков годности на пластике, второе гнездо строилось в 2019 г., но в момент сбора в 2021 г. там были 4 маски. Ежегодное отложение новых предметов облегчает захоронение старых, ограничивая внешние воздействия на них и фотодеградацию пластика, особенно в случаях наличия естественного коллектора, вроде трубы для гнезда Рокин.
Стоящий на оболочках срок выпуска и/или годности товара можно использовать для определения сроков размножения. Ценнее всего в этом плане этикетки скоропортящихся товаров, вроде свежего молока (упаковка со сроком, истекшим 21 мая 2013 г.) и спелого авокадо (21 мая 2021 г., гнездо с канала Лоисгерахт). Чем выше срок годности, тем ниже точность: авторы нашли даты 2022 г. (n = 13), 2023 (n = 4) и 2024 гг. (n = 1) на упаковках в гнездах, собранных в 2021 г.
Непродовольственные товары, вроде упаковки презервативов из гнезда у Голубого моста (Блаубрюг), или продукты с неистекшим сроком годности, могут давать ошибку на месяцы или годы. Скажем, в гнезде Рокин нашли упаковку мяты перечной со сроком годности до 31 января 2020 года, однако её использовали в более ранних попытках гнездования, не весной-летом 2020 г. Также из-за разрушения дна куски старого пластика могут всплыть на поверхность через несколько лет после захоронения, и переотложиться поверх более молодых. В гнезде на Oudezijds Achterburgwa нашли пакет чипсов с паприкой “Zakje Smis” без срока годности: судя по устаревшему названию товара, это аж 1970е гг.
Сроки годности уже использовали для датировки макромусора морского дна (Cau et al., 2019) и реконструкции экстремальных наводнений в антропоцене (Hoffmann & Reicherter, 2014). Jagiello et al. (2023) предположили, что именно многолетне используемые гнёзда будут построены скорей скорее из искусственных, чем природных материалов, из-за разной сохранности тех и других (много лучшей у первых). Это делает их полезнейшим инструментом для городских экологов: удобно смотреть различия в риске гибели гнёзд «разной степени искусственности» и жизненном успехе выросших в них птенцов, анализируя адапивность урбанизации конкретных видов птиц в конкретных городах.
Источник Ecology