В продолжение темы «евроинтеграция как новое варварство»
«Казалось бы, куда уж лучше условия? В центре европейского сообщества, доступ к европейскому и глобальному рынку капитала по сверхнизким ставкам, свободное трансграничное перемещение, свободная торговля, унифицированное законодательство и стандарты, доступ к технологиям и научному потенциалу ведущих стран ЕС. Но это в теории. А на практике?
Греческая экономика раздавлена и буквально уничтожена, народ унижен и обнищал, бизнес разбит, государство финансово недееспособно. Инвестиции в основной капитал в Греции рухнули в три раза относительно максимального уровня на 1 кв 2008. Текущий уровень самый низкий с момента публикации статистики по ВВП Греции в современной методологии.
На графике данные приведены в реальном выражении.
Расходы населения на личное потребление (товары и услуги) упали на 26% от докризисных показателей. Текущий уровень сопоставим с 2001 годом, т.е. как раз моментом вступления Греции в Еврозону. Гос.расходы на текущее потребление упали почти на 25% от 2009 года. В настоящий момент они находятся на уровне 2002 года.
Торговый баланс значительно улучшился за счет радикального сокращения импорта. Это единственное, что удерживает экономику Греции от тотального разгрома. Стоит отметить достаточно весомый положительный вклад в ВВП улучшения торгового баланса. На 3 кв. 2008 дефицит торгового баланса Греции был почти 34 млрд, сейчас около 5 млрд. Торговый баланс практически полностью компенсировал коллапс инвестиций в основной капитал.
За счет этого результирующее падение ВВП не столь драматическое.
Без учета торгового баланса (т.е. внутреннее потребление + инвестиции) падение почти на 35% от докризисных максимумов, а так ВВП упал на какие то 26%. Но в любом случае конечный итог таков, что сейчас экономика Греции ниже, чем в момент вступления в Еврозону (2001).
Розничные продажи (товары краткосрочного и долгосрочного пользования) рухнули более, чем на 40% от максимумов.
Промышленное производство деградирует с января 2008 по настоящий день, его совокупное падение доходит до 30% от пикового уровня 2007-2008 гг. Важно отметить, что более низких значений розничных продаж, пром.производства и безработицы в Греции современная статистика не регистрировала.
Безработица, кстати, тоже на максимумах – 25%. Есть небольшая стабилизация за счет демографических сдвигов и появления группы безнадежных безработных, которые выбрасываются из статистики, занижая общий показатель безработицы. Более объективный показатель – это количество занятых в экономике. Здесь дно. Лишь 3.5 млн занятых в экономике Греции против 4.6 млн в 2007-2008. С 2014 падения особого нет, но и роста не наблюдается.
Международные кредиторы выдали деньги Греции под условиями всеобъемлющего сокращения расходов гос.бюджета. Расходы действительно урезали и весьма стремительно. Ниже доходы и расходы бюджета центрального правительства Греции в номинальном выражении.
Дефицит удалось сократить с 30 млрд. в 2009 до 5 млрд. сейчас благодаря тотальному фиксингу гос.расходов, при этом доходная часть бюджета предсказуемо снижается. Чем сильнее правительство режет гос.расходы, тем стремительнее падение экономики Греции и тем сильнее падают доходы бюджета. Замкнутый цикл.
Из банков Греции происходит крупномасштабный вывод депозитов со стороны населения и компаний.
Банки с ноября 2014 потеряли свыше 37 млрд. евро или более 22% депозитов! Кредитование заваливается. Рост в 2010 связан с включением секьюризитованных кредитов в совокупные.
Что касается дефолта Греции. Ничего нового не произошло. Греция уже объявляла дефолт, и это произошло в марте 2012. Международные инвесторы вывели деньги из Греции в 2011. Все системообразующие игроки покинули Грецию 4-5 лет назад. Остались структуры типа МВФ, ЕЦБ, ЕК и другие квазигосударственные или наднациональные структуры.
Достаточно понятно о структуре долга Греции свидетельствуют следующие данные.
Видно, что по ценным бумагам (гос.облигации Греции) долг сокращен почти до нуля. Символические 68 млрд евро (13 из которых краткосрочные бумаги до года). Весь долг сосредоточен в кредитах (долгосрочные кредиты перед Тройкой). Подробно о программах писать не буду, т.к. разбирал их 3 года назад.
Если оценивать влияние дефолта Греции на мировую фин.систему, то влияние не большее, чем от выстрела холостыми врагу в зад. Шума много, толку чуть. Ни для кого это не новость и все уже к этому готовы. Дефолт Греции и, например, выход из Еврозоны не сильно скажется на экономике Греции. Все худшее, что могло произойти уже произошло. Ну, может быть упадут еще на 5-10%, что не будет столь критично, учитывая низкую базу и перманентный развал везде, где только можно. Однако, в дальнейшем неизбежно будет лучше, чем при текущем выполнении скотских кредитных условий.
Здесь риски другого рода, системного характера. Безболезненный выход Греции из Еврозоны может побудить других банкротов, как например, Португалия последовать примеру Греции. А за Португалией далее по цепочке (Италия, Испания). Тем более если пример будет положительный и экономика Греции начнет расти (а она после дефолта начнет расти, учитывая низкую базу), то будет немного желающих низвергать себя в рабство к МВФ, одновременно сдавая свой суверенитет международным кредиторам, продавая гос.собственность. Ведь Греции дали деньги не за красивые глаза, а с условиями приватизации всех стратегических объектов Греции, начиная от гос.компаний до стратегических аэропортов, морских портов и даже частично военных баз.
Выход одного из участников нарушит целостность валютного блока, подорвав устойчивость и снизив привлекательных долгосрочных финансовых вложений в евро со стороны крупнейших международных кредитов, как Китай. Спекулятивные инвестиции – вполне, но долгосрочные – вряд ли. Казалось бы, удалили слабое звено, раковую опухоль. Но существуют политические риски последующей дезинтеграции Еврозоны, когда куски начнут отваливаться один за другим. Не всегда удаление слабого звена приводит к предсказуемым положительным последствиям. Иногда это нарушает функционирование всего механизма, причем столь сложного и громоздкого, как Еврозона.
Для Греции, дефолт, конечно лучший вариант. Хуже не будет, рынок капитала итак для нее закрыт, а после дефолта можно создать новые точки роста и деньги пойдут. Это, конечно, выход. Итоги референдума вполне адекватны и их можно интерпретировать, как крик отчаяния, безнадеги. Когда проект Еврозоны полностью провалился для всех кроме Германии и Франции, когда все эти стабилизирующие механизмы помощи Греции также провалились. Ведь это не только финансовое банкротство, но и идеологическое. Так называемые лучшие умы мира показали свою полную профнепригодность для выправления кризисной ситуации в такой микроскопической стране, как Греция. Ну и о чем с ними вообще можно говорить? Эксперимент признан провальным, а экономические итоги об этом свидетельствуют вполне красноречиво.
Источник spydell