Халид Омаров
Моя соседка Салимат вторую неделю сама не своя. Ее любимая племянница Патишка, которую она растила, как родную дочь, умница и красавица с длинными черными ресницами и красным дипломом (копейку взятки не дали, клянусь!) выходит замуж. Для любой дагестанской женщины это Событие. К нему готовятся всерьез, за месяц до назначенной даты садятся на диету, договариваются с парикмахером, визажистом, покупают на Восточном рынке «шикарное платье» и надевают все золото, что есть в доме. Но Салимат не выглядит счастливой…
Салимат растеряна, у Салимат покрасневшие глаза и обычно веселое румяное лицо Салимат теперь искажено страдальческой гримасой. Патишка выходит замуж второй женой, что ставит крест и на пышной свадьбе в банкетном зале «Маракеш», и на плове, долме, коньяке и зажигательной лезгинке, и на обсуждении подарков, принесенных семьей жениха, и на многом-многом другом. Но это еще полбеды.
Больше всего Салимат тревожится за судьбу племянницы. В сегодняшнем Дагестане отношение к полигамии неоднозначное – совсем недавно весь двор был свидетелем, как к Зайнаб из первого подъезда явилась целая делегация из сердитой «первой жены» и ее сестер и как сначала они пытались выломать Зайнабкину бронированную дверь, а потом швыряли камни ей в окна.
Уж замуж невтерпеж
Содержание
Согласно данным отдела социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Дагестан в целом отрицательно относится к многоженству.
«Среди женщин противниц такого брака больше, чем среди мужчин. «Я хочу быть единственной» ответили 51,5% женщин, а примерно треть опрошенных женщин оценили многоженства как явление безнравственное. И даже те опрошенные, что готовы стать второй женой, отмечают «порядочных мужчин немного, а найти среди них еще и того, кто мог бы обеспечить две семьи, очень сложно», — рассказал «Даптару» Заид Абдулагатов, заведующий отделом.
Однако эта статистика не останавливает ни мужчин, готовых обзавестись еще одной семьей, ни девушек и женщин, готовых принять подобную модель семейных отношений. Что ищут они в таком браке и оправдываются ли их ожидания?
«Одна из категорий женщин, которые вступают в полигамный брак на ролях второй (третьей, четвертой) жены — это женщины, испытывающие сильное чувство к уже женатому мужчине. Как правило, это девушка или женщина от 20 до 30 лет. Если мужчина способен поддерживать в ней это чувство и готов «тянуть» еще одну семью, то подобный брак может продлиться довольно долго и имеет все «плюсы» и «минусы» обычного, моногамного союза. Главное достоинство подобной семьи для женщины – наличие рядом любимого мужчины», — сказала «Даптару» бывший редактор портала «Ислам.ру», журналист Аиша-Галина Бабич.
Следующая распространенная категория женщин, согласных жить в полигамном браке, — женщина, которая потеряла надежду завести собственную, «отдельную» семью и боится остаться одна, говорит Бабич:
«Как правило, это женщина за 40, воспитанная в традиционной семье и разделяющая традиционные ценности общества и для нее психологически невыносим статус незамужней или разведенной женщины. К этой же категории можно отнести религиозных женщин, для которых наличие мужа – необходимый «атрибут» правоверной мусульманки».
«И самая, пожалуй, малочисленная группа — это первые жены. Мотивы, которыми они руководствуются, бывают разные. Это и опасения, что мужа все равно не удержат запреты, и страх перед возможным распадом семьи, и желание следовать предписаниям религии. Еще случается, что женщина, в силу каких-то обстоятельств не может родить, а муж мечтает о наследнике. Ну и банальное равнодушие к поднадоевшему требовательному супругу тоже исключать нельзя. Другое дело, что и первые жены не всегда бывают готовы к последствиям своего решения», – резюмировал Бабич.
Заместитель имама одной из мечетей Махачкалы Курбан Аскандаров предостерегает от поспешных решений по поводу женитьбы или замужества. Как он говорит, из-за таких «душевных порывов» сейчас много разводов в семьях с разными социальными или религиозными взглядами: «Сегодня семейные отношения очень сильно сдают свои позиции. Полигамных браков эти несовершенства нашего общества тоже коснулись. Например: Мужчина берет второй женой женщину, к которой захаживает по выходным для удовлетворения своих потребностей. Обеспечивает себя она чаще всего сама, и постоянный мужчина в доме либо ее напрягает, либо она считает, что это последний шанс назваться женой.
Почему это возмутительно? В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью (близких отношений) в браке является бубен и голос (громогласное объявление о браке)», «А те женщины, которые выдают себя замуж, не объявляя об этом, являются распутницами». Поэтому вступая в такой брак, женщины сами нарушают свои права жены. А мужчины поступают нечестно по отношению к обеим женам. Или же молодые люди заключают никах, но не живут вместе, а просто встречаются. Когда заключали такой никах, каждый из них думал: «Не понравится — разведусь». И разводятся. Так можно жениться до бесконечности. Но настоящую семью, со своими минутами счастья и мелкими неурядицами вы никогда не построите таким образом».
Прения и трения
Но это все теория, которая, как мы знаем, часто расходится с реалиями. Когда махачкалинка Фатима А. выходила замуж, муж «забыл» сказать, что у него уже есть семья. Девушка раньше была замужем и от первого брака у нее была дочь.
Фатима:
«До свадьбы мой муж был очень обходительным и ласковым. Приходил в гости, общался с моим отцом, баловал мою дочурку… Я не стала сильно зацикливаться на том, что я вторая его жена. Все-таки, по шариату, у него есть право на четырех жен. Я жила уповая на его справедливость, безропотно ожидая своего положенного времени на супруга и радуясь времени, проведенному вместе. Но вскоре первая жена узнала обо мне. Сначала она позвонила, попыталась убедить развестись, а когда это не удалось, попросила о встрече. Увиделись мы у меня на квартире. Она пришла с сестрой и мамой. Поняв, что разговором от меня не избавиться, они втроем избили меня и обещали в следующий раз так же поступить с моей дочерью, если не оставлю ЕЕ мужа в покое.
Как только они уехали, я рассказала все мужу. Но единственное что он сделал — это снял мне другую квартиру через несколько дней. А отношения наши зашли в тупик: первая жена постоянно контролировала его, звонила, требовала, чтобы он постоянно был дома. Муж беспомощно разводил руками и уезжал к ней. Я же вообще не могла ему звонить. Он не отвечал на звонки, когда первая жена была рядом или говорил, чтобы я не звонила ему, и он сам приедет, когда сможет. А в один из дней он дал мне развод. Даже не увидевшись, по телефону. Сказал, что жена его поставила перед выбором, и он выбрал ее».
Первые жены испытывают большой психологический стресс, с которым почему-то считаются меньше, говорит семейный психолог Амирхан Кадиров.
Сокрушаясь о положении вторых жен, якобы, ущемленных в правах, все забывают, что именно у первой жены, полностью меняется жизнь и быт:
«Ко мне часто обращаются женщины, которые недовольны тем, что муж взял, или хочет взять вторую жену. Почти все они считают, что их предали. Жалуются на то, что мужья уделяют меньше времени воспитанию детей, что острее стали финансовые и жилищные проблемы. Тут нужно понимать, если супруг решился на такой ответственный шаг, то теперь очень сильно меняется сам шаблон семьи. И через всю жизнь нести ссоры, склоки, взаимные претензии – нельзя, это губительно скажется на всех членах семьи, как первой, так и второй».
А вот жительница Кизляра Амина С. призывает пожалеть не только женщин, но и самого многоженца. Амина вышла замуж еще при СССР, большую часть жизни прожила в Питере и уже долгое время делит мужа со второй женой. Она считает, что полигамия тяжелое бремя для мужчины, тем более, что у ее мужа обе жены с характером: «Чтобы обходить острые углы моему мужу пришлось стать дипломатом 80 уровня, секретным агентом, прекрасным конспиратором, тонким психологом, политиком, ну и просто льстецом. И это ему еще повезло, чаше встречается такой вариант — женщина в хиджабе, вроде бы с правильным вероубеждением, умная и в религии ее все устраивает, а как только речь заходит о полигамии – встает на дыбы и слушать ничего не хочет!»
Жителю Махачкалы Рустаму К. все эти проблемы кажутся надуманными. У него собственный небольшой, но крепкий бизнес, два дома в Махачкале. В одном жена и в другом жена. В одном дети и в другом дети. Всего семеро детишек.
И жены ладят между собой, заверил Рустам: «Первая так себя поставила. Решила, что раз она не может остаться единственной, то лучше как-то избегать конфликтов».
А в негативном отношении дагестанского общества к полигамным бракам Рустам винит отдельных «единоверцев», которые, по его мнению, дискредитируют религию.
«Часто эти «мусульмане» даже не знают, в какую сторону молиться, — возмущается Рустам. — Просто услышали краем уха, что в исламе разрешено многоженство и решили, что это очень удобно для них. Женатые мужчины, пытаясь обмануть себя или свое окружение, заводят любовницу, назвав ее второй женой. Женщины так же, заводя отношения с женатым мужчиной, называют себя законными вторыми женами, причем, «выходят замуж» даже без ведома родителей. В таких отношениях нет ни справедливости, ни блага, ни семейных ценностей. Более того, часто оба партнера заранее знают, что скоро разбегутся».
Проблемы полигамной семьи сильно преувеличены и часто причиной конфликтов является банальная бытовуха, уверен адвокат Зиявудин Увайсов, занимающийся урегулированием семейных вопросов при одной из мечетей Махачкалы.
«К нам приходят женщины, уверенные, что у них нерешаемые проблемы и причиной всему наличие еще одной супруги, а оказывается, что это либо притирка характеров, где к двум личностям прибавилась еще и третья, или возмущения, связанные с тем, что уделяется меньше времени или выделяется меньше средств, — поведал Увайсов. — Или же банальные ссоры со свекровью, в которых второй жене опять-таки кажется, что все дело в том, что она вторая и именно поэтому ее ущемляют. Как мы можем заметить, все эти конфликты имеют место и в моногамной семье. Есть немало женщин, которые в полигамии видят только плюсы: муж приходит через день — значит можно уделить больше внимания себе, лучше приготовиться к приходу супруга. Заняться тем, что интересно. Более того, имеют место быть случаи, когда жены одного мужа, ввиду доверия к ним супруга, могут вдвоем пойти провести время там, где супруг не хотел бы отпускать их с незнакомыми людьми».
Как ни странно, шеф-редактор нашего сайта, журналист Светлана Анохина, человек, по ее собственным словам, «крайне далекий от любых религий и их постулатов», лет 8-9 назад называвшая входившее в моду многоженство Большим Мужским Обманом, сейчас видит в самом существовании института полигамии некоторые плюсы.
«В Дагестане ведь очень сильна боязнь «общественного осуждения», — отмечает Анохина. — И как быть, если биологические часики тикают, время отпущенное природой для возможности зачать, выносить и родить здорового ребенка истекает, а подходящего жениха на горизонте не видно? Выходить замуж за абы кого не хочется, а за малыша, рожденного вне брака, женщину будут шпынять всю жизнь, и это в лучшем случае. А вот статус второй жены, пусть даже и не подкрепленный никяхом, снимает бОльшую часть претензий и вопросов, как со стороны соседей и коллег, так и со стороны родственников. И пусть это подлог, обман и уловка, но если она как-то работает в интересах женщины, которую и так со всех сторон обложили запретами – я за нее».
Права жен, обязанности мужей и нереально реальная дружба
«Покажите, покажите мне хотя бы одну счастливую полигамную семью!» — говорят противники многоженства. Показать не могу, могу только рассказать. У моей единственной (во всяком случае, пока единственной) супруги есть подруга. Зовут ее Ума. Она рассказывает, что сначала была в шоке, когда узнала, что после десяти лет довольно счастливого супружества, ее муж хочет взять вторую жену. Целый месяц муж успокаивал и уговаривал Уму. А потом коротко сказал: «Не устраивает? Разводись! Я этого не хочу, однако, если моя жена пытается запрещать то, что сделал дозволенным Аллах, я терпеть не буду».
Ума:
«Сначала я и хотела развестись, но потом одумалась. Ведь на самом деле, мы с первого дня семейной жизни живем в исламе, никогда не откланялись от заповедей Аллаха. Чтобы было легче, я решила выбрать вторую жену своему мужу сама. Это кажется диким на первый взгляд, но ведь эта женщина так же как и я будет с моим мужем, поэтому я хотела не переживать о нем, когда он не рядом. Я нашла девушку, создала повод для ее знакомства с моим мужем. Как оказалось, она отказала ему. Тогда я сама позвонила ей, подключила общих знакомых и повлияла на нее. Я не хочу говорить о тех эмоциональных бурях, которые были у меня в душе. Но для себя решила — если она вторая жена моего мужа, то я должна быть справедлива к ней. Можно сказать, что мы даже подружились. Я иногда оставляю детей у нее, иногда она приходит и помогает мне по дому. Она обещала присмотреть за моими детьми, когда мы с мужем поедем в хадж. Какие могут быть претензии к ней? Она вышла замуж, это ее законное право. И у нее есть законные права на нашего мужа. Даже когда я болею, а муж у нее, я не звоню ему. Я лучше вызову скорую, чем лишу эту девушку ее законного времени. И даже когда муж задерживается у меня, я напоминаю, что уже он должен быть у второй жены и оправданий опозданию быть не может. Муж и сам очень справедлив. Если он звонит ей при мне, он не сюсюкает, если что-то делает для одной из нас, делает то же самое и для другой. Вторая жена очень хорошая девушка. Я думаю, как только у меня в голове сотрется стереотип, все будет просто прекрасно».
А вот с моим собственным родственником (назовем его Давуд) произошла такая история. Он уже был женат много лет, когда узнал, что у его жены не может быть детей. Многочисленные анализы, лечения, гадалки и целительницы ничего не могли изменить. Но тогда его же собственная сестра, шепнула на ушко, что можно было бы взять вторую жену – женщину его возраста, а то и моложе, которая так же хотела бы детей. История, конечно, кончилась не совсем хорошо. Его супруга и слышать не хотела о таком повороте. В итоге — развод, новая женитьба, появление долгожданного ребенка. Но так вышло, что экс-супруга так и не смогла начать жизнь заново и вернулась к мужу. Теперь уже в качестве второй жены. Чем закончилась семейная мелодрама, история умалчивает.
Социологи, историки, политики и простые домохозяйки разглагольствуют на тему многоженства, рассуждают и спорят — хорошо это или плохо. Родители, братья, сестры и соседи обязательно хотят посоветовать вам «единственное верное» решение. Но только та, кто вышла второй женой, и тот, кто взял вторую жену, могут сказать – комфортно ли им в таком браке. Но тут, как и в обычном моногамном супружестве, раз на раз не приходится — одни счастливы, другие нет.
А по большому счету, разве так уж важно, сколько человек состоит в браке – два или три-четыре-пять-шесть? Если они чувствуют себя защищенными, если умеют поладить между собой, если заботятся друг о друге – они семья.
Источник Даптар
Описанная проблема (как и другая — домашнее насилие) — прямое следствие ренессанса религиозности в перестройку и особенно после гибели СССР, бывшей частью общего процесса архаизации и социальной деградации, наиболее заметной в Туве, на Кавказе и в русской провинции (если по убывающей).
«В то время как во всем мире, поддающемся статучету, браки стремительно «взрослеют», то есть женщины предпочитают выходить замуж в более зрелом возрасте, в Дагестане наблюдается противоположная тенденция. Здесь девушки все чаще идут под венец (вернее, их ведут в мечеть) прямо со школьной скамьи. И это вовсе не возврат к традициям – в прошлом в Дагестане не были распространены ранние браки. По мнению экспертов, во многом эта тенденция связана с распространением ислама и исламских норм семейного права».
И неслучайно автор, будучи благополучен, при достаточной объективности рассказа, в общем, не видит в происходящем опасности и как – то старается сие оправдать – больше всего это бьёт по другим. См. более развёрнутое мнение Светланы Анохиной про сабж:
«- Давайте поговорим про многожёнство. Насколько оно на Северном Кавказе распространено?
— В Дагестане очень распространено. Да и в Чечне тоже. Кадыров в свое время выступал за то, чтобы каждый из его ближайшего круга брал себе несколько жен. Случай с Луизой просто показал то, что существует давно и в целом одобряется обществом. Часто человек при деньгах берет вторую жену — она, разумеется, молоденькая. Я как-то была на дне рождения такой второй жены. Девушка была ослепительно молода и хороша собой, рядом с ней сидел пожилой, грузный и совершенно неинтересный, но денежный мужчина. Больше всего меня потрясло то, что девушка выглядела довольной и счастливой. Этот брак был не шариатский, потому что на столе стоял алкоголь, все танцевали, но у нас произошло сращивание удобных вещей в исламе и в светском миропонимании. И этим пользуются и мужчины, и женщины. Мужчина таким образом легализует любовницу, девушка получает возможность смело смотреть в лицо людям: хоть и вторая, но все-таки жена.
И главное, никто ведь и не знает, был ли заключен шариатский брак, ходили эти двое в мечеть или нет, — там ведь штампов в паспорта не ставят. Есть и другой, несколько неожиданный аспект. Скажем, девушка, которая вовремя не вышла замуж, хочет иметь детей. Принести ребенка в дом, не имея мужа, она не сможет — слишком много последствий и осуждения. И тут женщине на помощь приходит институт многоженства — она говорит, что вышла замуж по шариату и ребенок от этого брака. Больше никаких вопросов к ней нет. Этого мужа может никто не видеть, его может вовсе не быть, но общественное мнение по отношению к ней сразу смягчается».
Всей этой архаизации либералы активно способствовали, как расставанию с ненавистным «совком»; когда они ужасаются «полицейской свадьбе» Хеды Нургалиевой, то по обыкновению врут — в общем случае они «за», против только этой конкретной по конъюнктурной причине.