Андрей Манчук
And who by fire, who by water,
Who in the sunshine, who in the night time,
Who by high ordeal, who by common trial,
Who in your merry merry month of may,
Who by very slow decay,
And who shall I say is calling?
Сегодня важнее всего сказать о том, что массовое убийство людей в центре Одессы не было «случайным стечением обстоятельств», как это сейчас пытаются стыдливо представить некоторые нынешние и бывшие сторонники «евромайдана». Это была спланированная, организованная погромная акция, на которую целенаправленно свозили ультраправых и футбольных фанатов, чтобы силой подавить противников нового, только что захватившего власть силовым путем правительства.
Она была всецело обусловлена логикой насилия, которую узаконил и распространил на всю страну «евромайдан». И то, что ее организаторы могли не ожидать такого кровавого результата, ни в коем случае не снимает с них вины.
Конкретные чиновники и олигархи, которым открыто отдали на «кормление» Юго-Восток Украины, обеспечивали сбор и оснащение националистической массовки, гарантируя ей безнаказанность насильственных действий против своих противников. Конкретные представители ультраправых групп, с конкретными именами и фамилиями, бросали в здание Дома профсоюза бутылки с зажигательной смесью, предварительно загнав туда своих оппонентов, а потом избивали тех, кто выпрыгивал из окна или сумел выйти из задымленного помещения. Конкретные блогеры или политики радостно одобряли эти убийства в своих людоедских сообщениях, призывая расширить и многократно повторить этот «патриотический опыт». Конкретные «правозащитники» и журналисты старательно пытались замолчать или исказить случившиеся в Одессе события, комментируя их в духе «сами себя сожгли» – позорные слова, которые стали в те дни едва ли не мемом, как и веселые шутки о «жареных колорадах».
Все это задокументировано и хорошо известно, потому что есть исторические события, слова и поступки, которые помнит не только «гугл» – и трагедия 2-го мая 2014 года, со всем связанным с ней «бэкграундом» безусловно, относится к их числу. Особенно, в силу того, что именно убийства в Одессе, которые шокировали миллионы людей, стали важнейшим фактором, благодаря которому Украина вскоре скатилась в кровавую гражданскую войну, убив надежду на то, что травмированная государственным переворотам страна все-таки сумеет прийти к внутреннему компромиссу. Потому что националистически настроенная публика поверила в то, что, опираясь на поддержку власти и олигархов, она может быстро и жестко «зачистить» всех недовольных. А множество людей, которые и не думали ни о каком «пророссийском сепаратизме», просто боялись, чтобы с ними сделают то же, что сделали с противниками «правительства майдана» в Одессе. Именно это стократно усилило амплитуду маховика насилия, который начал раскручиваться во время столкновений в центре украинской столицы, максимально усиливая взаимную ненависть, недоверия и вражду, провоцируя новые преступления.
Виновники того, что произошло, известны всему украинскому обществу – просто некоторая его часть считает их своими героями, стараясь оправдать и легитимизировать то, что произошло. Но даже тогда, когда патриотическая публика прославляет участников одесского погрома, она, фактически, сама показывает на убийц пальцем. Именно потому пострадавшие в результате пожара и побоев люди до сих пор сидят тюрьме, а расследование убийства всячески тормозится, несмотря на возмущение иностранных наблюдателей. Именно поэтому нацисты силой заставляют судей брать самоотвод (при демонстративном бездействии государства) и избивают прямо в зале суда пострадавших и их родственников. Именно поэтому в Одесском СИЗО только что родила ребенка журналистка, мать троих детей, которая всего лишь позволяла себе критиковать в телесюжетах действия местной власти. Именно поэтому сегодня в Одессу ввели известную своими открытыми нацистским взглядами военную полицию из «Азова», запретив матерям, женам и детям убитых положить цветы на демонстративно заставленную броневиками площадь перед зданием, где погибли их родственники.
Именно поэтому в Одессе и Харькове, где два года назад на первомайские праздники выходили тысячи людей с красными флагами, вчера, впервые с периода оккупации, был де-факто запрещен Первомай, а во Львове преследуют за первомайские листовки местных анархистов. Это происходит не только в силу известной идеологической ориентации киевских властей, которые не обращает внимания на нацистские марши и выпускает из тюрем виновных в тяжких преступлениях ультраправых. А потому, что акции социального протеста, против грабительских антисоциальных реформ, которые также стали прямым следствием победы «евромайдана», являются самой опасной угрозой для нынешнего режима – той самой «кащеевой иглой», которая однажды приведет его к политическому краху: когда нищета заставит массы преодолеть страх.
Итак, все эти политические преследования, погромные нападения и запреты – не просто боязнь ответственности за то, что произошло за эти два года в Киеве, Одессе, на Донбассе, и во всей Украине, и за то, что еще произойдет с нами дальше.
Это понимание того, что ответственность неизбежна. И не только в историческом смысле.
Источник Лiва
«И в том и в другом случае посадили пострадавших. Но власти Украины подошли к вопросу более въедливо. Если в РФ защитников Дома Советов сажали, руководствуясь исключительно здоровой политической целесообразностью, то в Украине незамысловато постарались посадить всех выживших жертв, недостаточно расторопно унесших ноги.
В Москве в подавлении восстания участвовали исключительно люди в погонах, в то время как в Одессе действовали свеженабранные парамилитарес и зеваки, часть из них перетекла в силовые структуры позже.
Обе трагедии породили народные слухи о том, что погибло гораздо больше людей, чем признается официально. Касаемо 1993 года это с вероятностью 99% верно, в случае с Одессой нет.
В обоих случаях детали расправ подаются очень лаконично. Скажем, из историй смерти Натальи Петуховой или Валерии Воронцовой какой-нибудь либеральный говноед вроде Алексиевич мог бы наковырять в ранах очередной нобелевский роман. Левые же в обоих странах тихо себе помалкивают, и на их оценку ситуации это не влияет. [Вот ещё человеческие истории, ждущие нормальных писателей]
Обе трагедии породили народное творчество (как правило, плохого качества), но про 1993 год я могу сходу вспомнить десятки стихов, а про Одессу от силы два.
«Мы запомним кровавую осень,
Дом Советов в дыму и в огне,
И за все с реформаторов спросим,
Что они натворили в стране».
Мы еще не спросили. Крот истории копает медленно, но верно. «Ты славно роешь, старый крот».
Добавлю, что исполнители в одесской Хатыни будут хуже сжигавших Хатынь белорусскую. У тех был приказ убивать, и привычка к его исполнению, выработанная предшествующими годами. Здесь приказывали только избить/искалечить, а они стали убивать по собственному выбору, в охотку и с удовольствием — также как потом глумиться над убитыми. И в этом людоедстве их вполне поддержало «гражданское общество» — условные 15% «европейцев» или «людей с хорошими лицами», что после переворота могла невозбранно высказываться и действовать, с помощью нацистов и уголовников лишив этой возможности остальных.