Хотя в опросах фиксируется рост недоверия к СМИ и доходы их падают, экспериментально было показано, что они влияют на обсуждение сильней, чем мы думаем. Они а) стимулируют обсуждение именно тех тем, по которым высказываются, оттесняя иные из публичного пространства, б) именно рассказываемые ими истории и занятые позиции создают нарратив, которым оперируют граждане в обсуждениях и спорах друг с другом, т.е. они живут не своим умом, а пользуются чужой «колодкой мышления», хотя известная часть может выбирать удобные колодки и полагать их подходящими, не трущими шею, в) несильно, но меняют взгляды в сторону позиций, с которой рассказывается, много слабей чем инициируют обсуждения (почему обсуждающие имеют основания полагать что высказывают «своё мнение» и «свободно).
Обратите внимание на красивую постановку опытов. Группа социальных исследователей получила согласие ряда СМИ, разных по величине и позиции, на «запуск» конкретных новостей, специально сочинённых учёными и посвящённых широкому кругу активно обсуждаемых тем (климат, раса , иммиграция и пр.). Дальше смотрели эффект, будет или нет всплеск обсуждения в Твиттер. Как в испытании лекарств, опыт сравнивали с контролем — неделю после «искусственной новости» с неделей без неё, а недели выбирали случайным образом.
Крупные СМИ, вроде NYT, влияют много сильнее, особенно в плане обсуждения именно этой темы, а не иных. Авторы оговариваются, что т.к. Твиттер пользуют лишь 20% американцев, данные м.б. нерепрезентативны для других соцсетей и др. типов обсуждения (скажем, вживе). Однако именно Твиттер интересен, ибо он представляет людей, которые готовы говорить, чтобы влиять на тамошнюю политику.
Источник Science