Я рассказывал на лекциях по охране природы, что есть две теории объясняющих происхождение смертельного грибка-патогена амфибий, сгубившего уже многие десятки видов. Первая – он завезён со шпорцевыми лягушками в связи с производством тестов на беременность, вторая – разные его штаммы появились в связи с вывозом экзотических видов амфибий из стран «третьего мира» в развитые. Сейчас получено подтверждение второй теории.
Опаснейший патоген бесхвостых амфибий — родом из Азии,
Содержание
— как и тот, что уничтожает хвостатых. А наши любимые шпорцевые лягушки —оказались ни при чём, разносить по миру Batrachochytrium dendrobatidis (далее Bd) начали вовсе не они.
Об этом говорят результаты нового исследования, проведённого под общим руководством специалистов Имперского колледжа Лондона и Университета Джеймса Кука. Статья опубликована в Science 10 мая, доступна в pdf.
Биологи отсеквенировали геномы грибков из 117 изолятов, выделенных в природных популяциях и культурных колониях бесхвостых земноводных, ранее не изучавшихся на предмет штаммов Bd. Затем сравнили их с 57 образцами, представленными в уже имевшихся на тот момент исследовательских базах. В результате были идентифицированы как известные генетические линии включая BdGPL — «виновную» в наиболее масштабных вымираниях амфибий, сейчас самую распространённую в мире — так и две новые для науки. Они получили обозначения BdASIA-1 и BdASIA-2.
Это как раз штаммы из ранее не исследованных популяций в Восточной Азии. И анализ полученных данных показал, что именно BdASIA-1, идентифицированный в образцах из Кореи, является предковой формой по отношению к BdGPL.
Оценив скорость мутаций ядерной и митохондриальной ДНК патогена, исследователи делают вывод, что основная до этой публикации гипотеза о его происхождении — неверна. Своё зловещее путешествие по миру Bd начал из Азии, причём «старт», возможно, состоялся вовсе не в 30-е годы прошлого века, а около 120 лет назад. Как подчёркивают авторы, это как раз время создания первых террариумных коллекций, т. е. начала межконтинентальных перемещений экзотических амфибий человеком.
Почему настолько глобальный вопрос разрешён только сейчас? Мы столько лет читали о том, что «азиат» — только Batrachochytrium salamandrivorans (Bsal), а Bd — родом из Африки, а именно с кожи почтеннейшего лабораторного и аквариумного животного — шпорцевой лягушки Xenopus laevis [и понятно, насколько она выгодна торговцам экзотами, всеми силами пробующими себя обелить. Прим.публикатора]… Теперь же, если пытаться выделить «главного подозреваемого» — то им становится корейская популяция дальневосточной жерлянки Bombina orientalis.
Как поясняет эпидемиолог из Имперского колледжа Лондона Мэтью Фишер (Matthew Fisher) на страницах The Scientist, это в джунглях #хитридиомикоз вспыхивает как пожар, а в лабораториях — с его культивированием возникают серьёзные трудности. Потребовалось около 10 лет, чтобы получить 234 изолята для столь масштабного исследования.
В свете этой новости недавно опубликованные данные о Bd, обнаруженном на коже хвостатых амфибий из Азии [см.ниже] — также могут получить совершенно неожиданную, в т. ч. для авторов этих исследований, трактовку.
Источник Гады!
Хитридиевый грибок не найден у «домашних» саламандр в США
Специалисты Смитсоновского института полагают, что запрет на импорт хвостатых амфибий из ЮВА доказал свою эффективность. Биологи проверили образцы кожи 639 саламандр 65 видов, большинство из которых в природе являются носителями Batrachochytrium salamandrivorans (далее Bsal) — по нему все чисто. Но есть и тревожные новости.
Результаты первого в мире обследования частных коллекций хвостатых амфибий опубликованы в Scientific Reports, статья полностью доступна по ссылке. Проверка обитателей домашних террариумов на Bsal дополняет данные, полученные в ходе иследований природных популяций в Аппалачах — регионе с наибольшим в США биоразнообразием тритонов и саламандр. Там смертельный патоген также не обнаружен.
«Вводя запрет в 2016-м, мы не знали, есть уже Bsal в американских коллекциях или нет — не запираем ли мы конюшню после того, как лошадь сбежала»,
— прокомментировал новость ведущий автор работы Брайан Гратвике в релизе Amphibian Survival Alliance (ASA). Американская лошадь вроде бы пока на месте, тем не менее специалисты призывают не ослаблять бдительность: в релизе приводятся известные нам примеры массового падежа огненных саламандр в Голландии и Бельгии, а также свежие данные из Германии, согласно которым — для переносчика Bsal хвост не обязателен [см.ниже].
Отметим, что и по результатам нового исследования — хитридиевые грибки продемонстрировали большую «универсальность», чем предполагалось ранее. 1,3% «домашних» саламандр оказались носителями Bd — Batrachochytrium dendrobatidis, представляющего серьезнейшую современную угрозу для бесхвостых амфибий. Геномные эквиваленты патогена в образцах низкие (<100), ученые предполагают здесь случаи субклинической инфекции, но сам факт стал неприятным сюрпризом для биологов.
Помимо этого — авторы признают возможные погрешности своей работы в плане выборки. Ведь неизвестным остается даже примерное общее число азиатских саламандр в американских коллекциях, кроме того — есть явные несоответствия между известной ученым статистикой по импорту и видовым составом амфибий, чьи образцы кожи им удалось получить. Так, «чисто аквариумные» тритоны родов Cynops и Paramesotriton составляют 91,6% хвостатых амфибий, ввезенных в США в 2010-2016 гг. — но только 26% проверенных в ходе исследования. Эти виды часто предлагались к продаже оптовиками, но, по-видимому, не обрели популярности у любителей, откликнувшихся на призыв ASA прислать образцы для тестов на Bsal.
Согласно заключению авторов, запрет на ввоз азиатских амфибий, на данный момент действующий в США, Канаде и Швейцарии, необходимо как можно скорее ввести в ряде других государств. Он должен оставаться в силе до тех пор, пока не будет создана научно обоснованная и проверенная на практике система обеспечения импорта животных без патогенов, опасных для нативной фауны.
Источник Гады!
Хвост не обязателен!
Ученые подтвердили факт «путешествий» Batrachochytrium salamandrivorans (далее Bsal) на бесхвостых амфибиях.
Источником инвазии патогена, смертельного для американских и европейских тритонов и саламандр, большинство специалистов признает торговлю хвостатыми амфибиями из Восточной Азии. Сегодня запрет на их импорт уже действует в США, Канаде и Швейцарии. Как показало новое исследование вьетнамских и немецких биологов, такого ограничения может оказаться недостаточно.
В последние годы появилось несколько сообщений о «саламандровом» грибке, обнаруженном в террариумных коллекциях жаб и лягушек. Тем не менее роль бесхвостых в эпидемиологии Bsal остается неясной. В статье, опубликованной в сентябрьском выпуске Amphibia-Reptilia, приводятся результаты обследования жерлянок Bombina microdeladigitora — из природы и из партии, недавно поступившей на германский зоорынок.
Как исходный локалитет импортером указан Вьетнам, жерляночка очень для ценителя привлекательная: с необычной фактурой кожи, свойственной B. maxima, но мельче и намного дешевле. Bsal был обнаружен на 3 из 36 ввезенных в Европу амфибий, среди представителей дикой популяции также выявлены его носители — головастики и сеголетки.
Таким образом, бесхвостых из ЮВА также стоит рассматривать как потенциальную угрозу для нативных хвостатых. В случае с исследованным видом — скорее теоретическую: партия небольшая и «разовая», но авторы приводят пример, знакомый и многим из нас — дальневосточную жерлянку Bombina orientalis. Это популярный обитатель домашних террариумов, по которому для ряда стран-импортеров есть конкретная статистика: так, за период 2001 — 2009 только в США было ввезено более 3,5 миллионов особей.
Как выяснилось по результатам недавнего исследования Stegen et al. (2017), патоген может жить в теле носителя без клинических проявлений по крайней мере месяц. Так что в связи с новыми данными — угроза обретает вполне реальные черты. Авторы указывают на необходимость введения нового комплекса санитарных мер, распространяющихся на всех амфибий из ЮВА.
Источник Гады!