«Число европейцев в [Зондском] архипелаге очень невелико – всего около 170 тыс., преимущественно купцов и чиновников в городах и плантаторов в деревнях. Большинство европейцев (около 4/5) живёт на острове Яве, сосредоточившись в более крупных городах этого острова. И, тем не менее, эта горсть европейцев держит в подчинении многомиллионное туземное население архипелага.
Более ¾ европейцев в архипелаге приходится на долю голландских подданных. Во главе военной и гражданской власти в голландских колониях стоит генерал-губернатор с очень обширными полномочиями. С 1916 г. в Голландской Индии существует нечто в роде парламента – «Народный совет» из 40 членов, из которых 23 европейцы, остальные туземцы и представители пришлого азиатского населения. Председатель назначается голландским правительством, половина членов назначается генерал-губернатором, остальные избираются местными советами. Он имеет только совещательное значение. Оставляя всю власть в своих руках, голландцы управляют архипелагом при помощи местных жителей. Во главе губерний или резиденций стоят туземные губернаторы, но под надзором или руководством голландского чиновника, называемого «старшим братом».
Все низкие должности занимаются туземцами но, конечно, под руководством голландцев. Для поддержания престижа голландцы заставляют туземцев оказывать им особые почести. Ни один туземец не смеет курить в присутствии голландского чиновника и не смеет появляться при нём с непокрытой головой. До сих пор в некоторых местностях Явы туземцы, разговаривая с европейцами, становятся на колени и протягивают руки, как на молитве. Кроме европейских властей, туземцы подчиняются своим князьям или раджам, но при них всегда есть голландские чиновники, которые строго следят за туземными правителями и держат их в полном повиновении.
Свою власть в архипелаге голландцы упрочили суровыми мерами. После уничтожения Ост-индской компании голландское правительство долго вело в архипелаге упорные войны. Чтобы поддержать в туземцах страх и уважение к европейцам, последним было запрещено занимать места слуг; европейцы-преступники тайно отсылались для наказания в Голландию; яванцам было запрещено изучать голландский язык и даже стеснена была деятельность христианских миссионеров. Только в 1860 г. было уничтожено рабство, но, в сущности, оно продолжало существовать, только в замаскированном и несколько смягчённом виде.
Взамен земельного налога (доходившего до ¾ урожая) правительство отделило себе1/5 часть земель в 4каждом округе под плантации кофе, табаку и сахарного тростника. Туземцы должны были принудительно обрабатывать эти казённые земли в определённые дни, под суровым надзором голландских контролёров и туземных старшин, заинтересованных в прибылях Туземцы, получавшие за свой труд ничтожную плату, страшно бедствовали, а голландское правительство извлекало огромные доходы. Только в 1890 г. отменён был в колониях принудительный труд и введена свобода земледелия, и правительственные плантации большею частью перешли в собственность или в аренду частных лиц, также преимущественно европейцев.
Экономическое положение народных масс Индонезии далеко незавидно. Земля почти вся принадлежит или правительству, или европейским плантаторам; большинство мелких частных собственников китайцы. За аренду земли приходится платить очень дорого. Налоги очень тяжелы. Работа туземцев оплачивается гораздо дешевле, чем работа европейцев. Средний годовой доход на душу населения очень невелик – около 20 рублей.
К этому надо прибавить, что хотя громадные пространства голландских владений населены редко, зато население Явы растёт с невероятной быстротой и достигло уже предельной плотности, требующей коренной перестройки экономических отношений. 100 лет тому назад на Яве было 3 млн. жителей, а теперь более 35 миллионов. В стране уже образовалась туземная интеллигенция, и в 1908 г. возникла первая национальная партия. Ближайшим толчком к этому послужила русско-японская война, показавшая, что цветные народы способны овладеть наукой и техникой белой расы.
Национальное движение, начавшееся среди интеллигенции, постепенно охватывает всё более и более широкие массы. Движение это направляется не только против голландцев, но и против китайцев. На ряду с национальным движением развивается и крепнет рабочее движение, нарастает рабочий класс в связи с ростом шерстяной, горной и пищеобрабатывающей промышленности, начинаются политические движения. В 1926 г. вспыхнуло даже восстание против европейцев, но оно было подавлено жестокими мерами. С 1915 г. в Голландской Индии существует коммунистическая партия. Число её членов невелико (2500 человек), но она пользуется большим влиянием среди рабочих сахарных заводов, нефтяников и портовых рабочих, издаёт ежедневную газету и до 20 периодических изданий.
Я.И.Руднев. Народы мира. Этнографические очерки. Ленинград, изд-во «П.П.Сойкин», 1928. С.513-515.