Следуй за нами!
Последние новости
- Территориальная охрана природы в XXI веке
18.11.2024 @ 17:08 | Отзывов нетЧеловечество скоро определит новую эру для природы [в смысле, новые условия её сосуществования с нами], в ходе которой попробует трансформировать десятилетия безуспешных [не оправдавших ожиданий] реакций на глобальный кризис биоразнообразия [в что-нибудь более приличное]. Усилия в области территориальной охраны природы [area-based, т.е. ...
Читать - Фавелы, геджеконду, «нахаловки»: сквоттерские поселения в городах развивающихся и постсоветских стран
13.11.2024 @ 12:37 | Отзывов нетВ данной статье проанализированы ключевые концепции и темы исследований по проблеме сквоттерских поселений в городах развивающихся и постсоветских стран (в том числе в российских городах). По результатам анализа литературы выделены три этапа в изучении сквоттерских поселений в развивающихся странах: (1) 1950-е – первая половина 1960-х гг. – период господства...
Читать - Исследование маскировочности окраски дятлов
12.11.2024 @ 08:27 | Отзывов нетКогда читал лекцию по этологии на летней практике в Пущино, увидел вдруг, как неожиданно обнаруживается маскировочность окраски больших пёстрых дятлов — на вывешенных там фото 9й конкурса научной фотографии "Стихии науки", проводимого "Наукой и жизнью". А вот недавно маскировочность окраски дятлов была показана строго, и именно на кормовых деревьях — для...
Читать
- Территориальная охрана природы в XXI веке
-
Науки о человеке и обществе - архив
-
Что первично, поведение или состояние животного?
Опубликовано 08.01.2014 | Комментариев нетДля этологов и зоопсихологов важен вопрос - что первично, поведение животного или состояние, что находит выражение в поведении? Во втором случае состояния внутреннего мира животного детерминируют его поведенческий паттерн в «мире внешнем», в первом, наоборот мотивационное состояние «внутри» животного есть по сути результат интериоризации тех поведенческих актов, которые осуществляются устойчиво и успешно. Точь-в-точь как в представлениях культурно-исторической школы в психологии (Л.С.Выготского) все специфические черты человеческой личности развиваются путём интериоризации внешних значений знаков, употребляемых этой личностью в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. -
Об агрессии-2
Опубликовано 30.12.2013 | Комментарии (5)Психологи знают, что между легитимной агрессией и убийством нет непроходимых границ. Чем выше ценится в соответствующей культуре первая (т.н. «культуры чести»), тем чаще случаются вторые. Что было показано для разных стран и культур, от современной России до юга США, и для разных видов насилия – от обычных «мужских разборок» до насилия над жёнами и насилия на почве ненависти – национальной, религиозной и расовой. -
Теленасилие и агрессия: доклад Эрона
Опубликовано 24.11.2013 | Комментариев нетВ США «в вечерних программах акты насилия отмечаются в среднем 5 раз в час; в субботних утренних мультфильмах – 2025 раз в час (Gorbner et al., 1994; Murray, 1997). Самые высокие уровни насилия обычно отмечаются в программах широкого вещания между6 и 9 часами или между 14 и 15 часами, то есть в то время, когда маленькие дети могут смотреть телевизор. Кабельное ТВ в настоящее время доступно 60% семей в США и вносит дополнение в этот рацион насилия, как и видеоигры с насилием, которые становятся всё более популярными и замещают просмотр телевизора. Насилие в этих различных программах и в СМИ представлено в качестве социально приемлемого или успешного способа решения проблем; оно часто вознаграждается тем, что люди, демонстрирующие насилие, получают то что хотят (Sege, 1988). -
Теленасилие и агрессия: психология массовых коммуникаций
Опубликовано 24.11.2013 | Комментариев нетВторая часть посвящёна уже непосредственно влиянию телеагрессии – то есть использованию теории социального научения Бандуры для лабораторных исследований моделирующего эффекта насилия на экране также, как это исследовалось с куклой Бобо, и исследованиям в области психологии массовых коммуникаций – как жестокие зрелища влияют на обывателя и влияют ли вообще. -
Теленасилие и агрессия: опыты Бандуры
Опубликовано 24.11.2013 | Комментариев нетДавно хотел написать серию про влияние образцов насилия на экране или в жизни на агрессивное поведение тех, кто на это смотрит и это воспроизводит в собственных поступках, отчего бывают всякие общественные проблемы с агрессией [1]. Первая часть посвящена опытам Альберта Бандуры, связанным с моделированием агрессии по [экранному] образцу у детей дошкольного и младшего школьного возраста. -
«Человек» и «животное»: где провести грань?
Опубликовано 24.11.2013 | Комментариев нетЯ говорил, что «человека» от «животного» отличают только два признака – труд и язык, и оба относятся не к индивиду, а к обществу, которое а) система надиндивидуальная, формирующая персональные качества его членов сообразно их «месту» в «точках пересечения» общественных отношений, и б) радикально отличается от сообществ животных, но не социальностью, которая у животных есть тоже, а теми же самыми производящим хозяйством и языком. -
Гипотеза лингвистической относительности
Опубликовано 23.11.2013 | Комментариев нетМнение, что мышление есть язык или, по крайней мере «язык про себя», широко распространено в истории науки. Столь же широко представле но мнение, что мышление (и познание в целом) определяется особенно стями естественного языка. Эта точка зрения была популярна в течение 19-го столетия. -
Война у аборигенов Австралии
Опубликовано 21.11.2013 | Комментариев нетАборигены считали территориальные границы раз и навсегда данными и неизменными. А одной из функций межобщинных сборищ было подтверждение прав отдельных общин на свои стоянки и промысловые угодья, которые, помимо всего прочего, обосновались апелляцией к мифологическому и религиозному опыту. Поэтому, подчеркивает Берндт, защита или завоевание территории не представляли сколько-нибудь важной проблемы для аборигенов (Berndt, 1978. Р. 159). Это, разумеется, не означает, что там вовсе не было конфликтов из-за ресурсов. Однако такие конфликты случались не часто (Шнирельман, 1982а. С. 87) и решались, как правило, путем мирных переговоров. Так, испытывая перебои с питанием, аборигены валараи (Новый Южный Уэльс) попросили соседей разрешения использовать их земли. Те ответили отказом, и это привело к обострению взаимоотношений и угрозе вооруженного столкновения. Соперники начали подготовку к войне и договорились о времени, месте и числе участвующих воинов. Но в назначенный день они выставили лишь по одному воину, что было обычным знаком обоюдного желания урегулировать спорный вопрос мирным путем. -
Сонгми: социология и статистика массового убийства
Опубликовано 21.11.2013 | Комментариев нетЭксперимент Милграма быстро стал знаменит: он описывался в разных учебных и популярных изданиях, его результаты преподавались тысячам студентов, «эхо от эха» последнего вошло в поп-психологию. И это принесло скорей вред, чем пользу: им стали объяснять все жестокости, которые на слуху – от уничтожения евреев нацистами до пыток иракцев в тюрьме Абу Грейб, хотя то и другое вполне объясняется идеологией, которую привили исполнителям. В обоих случаях им было незачем подчиняться, в то время как опыты Милграма ставились именно для того, чтобы посмотреть, как далеко в подчинении авторитету люди зайдут против своих убеждений, отношения к людям и пр -
Сигналы-стимулы и активация стереотипов
Опубликовано 20.11.2013 | Комментариев нетЭтологам в плане популяризации выигрышней всего рассказывать про сигналы-символы (англ.referential signals). Поскольку они – конечный этап эволюции систем коммуникации животных от телодвижений силовой борьбы в сторону их всё большей семантизации и типологической определённости форм демонстраций, складывающихся из этих телодвижений. Они выделяются по набору характеристик, наличие которых отличает их от другой, более примитивной категории средств коммуникации – сигналов-стимулов: